О том, чем может оказаться причудливый камень, о который вы нечаянно споткнулись, гуляя по известняковому карьеру, и почему в регионе нет ни одного полного скелета представителей древнейших популяций, «АиФ - Саратов» рассказал ученый-палеонтолог Алексей Иванов.
Когда Волга была морем
- Волжские крутояры буквально переполнены окаменелыми раковинами, кроме них встречаются и кости животных юрского и мелового периодов, - говорит гость редакции. - В те времена здесь гуляли волны, только вода была соленой, и плавали в ней акулы, скаты и морские ящеры. Тени птерозавров скользили там, где стоят многоэтажки Саратова, Ульяновска, Пензы и Волгограда. Во времена мезозоя, здесь обитали мозозавры, плезиозавры, морские змеи и древние черепахи.
- Но ни одного полностью собранного скелета по сей день в Саратове нет. Почему?
- Главное - это условия захоронения в древнем морском бассейне. В Германии, например, на территории одного юрского моря был залив с перешейком, и если ящер туда заплывал и погибал, труп опускался на дно и остатки животного сохранялись идеально, поскольку ни прибоев, ни сильных течений там не было, к тому же сохранялась сероводородная среда, в которой никто из падалеядных организмов не жил. У нас такой «роскоши» не обнаружить из-за повышенной гидродинамической обстановки. Труп ящера обычно попадал в зону течения, его размывало и растаскивало по меньшей мере на несколько метров.
- Но если скелет не полный, а представлен отдельными фрагментами, как скоро и точно можно определить его принадлежность?
- Это зависит от сохранности костей. Нередко располагаем только их осколками, поэтому невозможно определить род и вид животного, только - семейство или отряд.
В свое время на границе Саратовской и Волгоградской областей мне посчастливилось найти череп небольшой морской птицы мелового периода, обитавшей, видимо, в островных условиях. Его изучали в разных странах 10 лет. Выяснилось, что под остатками черепных косточек сохранился окаменелый мозг - уникальный случай. Эта находка позволила получить новые интересные данные об эволюции птиц.
«Каменная болезнь» - удел избранных
- Палеонтология, как любая наука, сегодня быстро развивается. А как изменилась частотность находок? Загадки истории еще разгаданы не все?
- Конечно, нет. Но здесь приходится считаться как с наличием в земле окаменелых фрагментов древнейших организмов, так и с интенсивностью их поиска. Понятно, ископаемые остатки ищем не наобум, а целенаправленно. Известно, что Саратовское Правобережье богато меловыми отложениями. В знаменитых Вольских карьерах можно найти красивых морских ежей, в окрестностях Нижней Банновки много зубов акул, а в районе села Тепловка - морских кораллов каменноугольного периода. Если говорить об организмах юрского периода, то здесь особый интерес представляет район села Дубки, где богато представлены перламутровые раковины древних моллюсков. Заволжье области больше известно местонахождениями остатков мамонтов.
Наш регион с натяжкой можно назвать палеонтологической Меккой, но определенный потенциал для развития палеонтологического туризма есть. Его развитию препятствуют многие причины, в том числе - незначительный интерес общества к палеонтологии. «Каменная болезнь» - это удел избранных. Пока к нам приезжают единичные «научные туристы», преимущественно иностранцы: немцы, англичане.
Кстати: Одной из последних находок саратовских палеонтологов (сентябрь 2012 года) был фрагмент ствола окаменелого дерева весом более 2 тонн. Возраст находки - более 30 млн лет. Она экспонируется в музее естествознания СГТУ имени Ю.А. Гагарина.
Смотрите также:
- Что раскопают в Укеке? Археологи готовятся к началу полевого сезона →
- Раскрыта тайна Саратовских Помпей? →
- Старый город полон тайн →