Почему у нас радость общая, а горе у каждого свое?

Фото:

   
   

Люди беззащитны перед «волшебным» законодательством.

Несмотря на то, что новый год уже вступил в свои права, рабочая папка омбудсмена Нины Лукашовой еще полна обращений и жалоб саратовцев за минувший сезон. Что мешает их решению и сколько времени для этого потребуется?

В беседе с корреспондентом «АиФ - Саратов» уполномоченный по правам человека в Саратовской области рассказала о том, как строится ее работа в поисках разумного баланса между моралью и законом.

В поисках разумного баланса

- Нина Федоровна, на что в минувшем году жители области жаловались чаще всего?

- Прежде всего мне хотелось бы обратить внимание на то, что в последнее время люди стали чаще обращаться за помощью. С одной стороны, это свидетельствует о возросшем доверии к работе уполномоченного ведомства, а с другой - о прежней беззащитности людей перед нашим «волшебным» законодательством. Подать жалобу мне можно на действия или бездействия должностных лиц, но при условии, что человек уже пытался разрешить вопрос с помощью органов власти, не согласился с принятым решением и обжаловал его в административном порядке. Это - по закону. А по смыслу деятельности уполномоченного помогать нужно всем, кто обратился. Просто так никто из нас не будет обивать пороги инстанций. Даже если человеку пришлось обратиться не по адресу и его права фактически не нарушены, ему все равно нужна правовая или моральная поддержка. Мне нередко приходится сталкиваться с тем, что называют «по закону не положено». Но институт уполномоченного по правам человека как раз и создан для баланса закона и справедливости. Ко мне как-то обратилась женщина, оказавшаяся в сложной ситуации. Она просила помочь ей как инвалиду получить доступное жилье. В связи с болезнью ног ей было трудно подниматься в квартиру на пятом этаже. К тому же проживала она не одна, а со взрослым сыном, которого не устраивал вариант проживания в малогабаритных условиях. Мне пришлось обратиться к губернатору, хотя и так понятно, что о нарушении прав здесь речь не идет. Человеку нужно было помочь по совести.

А чаще всего в минувшем году жалобы поступали на недостойные условия пребывания в некоторых медицинских и исправительных учреждениях. В одной из больниц Энгельса, например, негде было даже руки помыть, не говоря уже о соблюдении элементарных правил гигиены. А в каком состоянии у нас находились некоторые психоневрологические диспансеры, и словами не передать! Больным выдавалась ветхая одежда, постельное и бельем-то назвать было сложно. Впоследствии, после ведомственного контроля, многие из этих «недочетов» были устранены.

«Живи Как Хочешь»?

- А что касается наболевшей жилищно-коммунальной темы?

- Не преувеличу, если сравню ее с морем горя и слез. На сегодняшний день около 20 тысяч жителей области проживают в аварийных и не пригодных для проживания домах. Особенно остро стоит вопрос в улучшения жилищных условий для детей-сирот, хотя в прошлом году им было предоставлено около 400 квартир. Однако частенько нам приходится сталкиваться с так называемым ведомственным трактованием законов. Когда человек имеет право, а чиновники этот факт опровергают. И ведь люди им верят, потому что недостаточно осведомлены. Или взять, к примеру, ситуацию с нарушениями трудовых отношений. В минувшем году к нам обратились мальчишки, обманутые работодателем: работали - работали, а денег обещанных так и не получили. В компании это «недоразумение» объяснили некомпетентностью бригадира, и ведь ничего не докажешь, поскольку трудовых договоров заключено не было. Люди очень часто страдают от своей правовой безграмотности. Эту проблему призван решить Федеральный закон о бесплатной юридической помощи. Он уже в силу вступил, и, я, надеюсь, будет служить нам верой и правдой. Разве мыслимо иным малоимущим ехать в Саратов за консультацией?! Для кого-то и 400 рублей на дорогу - существенная брешь в бюджете семьи.

- Нина Федоровна, а какие обращения вам запомнились особенно?

- Правильнее будет сказать: почти нет таких обращений, которые не тронули до глубины души. В минувшем году участились так называемые коллективные жалобы. Они касались и состояния муниципальных дорог, и отсутствия общественных бань… Но особенно запомнилось обращение родителей пострадавших на Усть-Курдюмском шоссе детей. Они выступали в защиту директора школы, обвиняемого в том, что он отправил детей в саратовский цирк на транспорте, не отвечающем требованиям перевозки школьников. Под этим обращением подписались более 500 человек.

   
   

Один в поле не воин

- Легко ли складываются отношения с контрольными ведомствами? С какими из них вы находите взаимопонимание, а с какие с трудом идут на контакт?

- За 8 лет моей работы в должности уполномоченного по правам человека в Саратовской области у меня сложились неплохие отношения практически со всеми властными структурами, органами местного самоуправления и даже с уполномоченным по правам человека России. Случаются, конечно, и загвоздки, когда ведомственная инструкция заменяет тягу к смыслу. И речь здесь, скорее, идет о плохом администрировании, а не о злонамеренном отношении чиновников к людям. Если ведомство не настроено на эффективную работу, то будь во главе хоть гениальный руководитель, все вопросы будут тонуть в болоте бесконечных согласований и отписок. Один, как говорят, в поле не воин. Все проблемы нужно решать сообща. Порой незначительные разногласия возникают в работе с органами местного самоуправления, но это не вина, а, скорее, наша общая беда, поскольку на решение многих вопросов зачастую не хватает муниципальных средств. А люди это не всегда понимают, жалуются и на плохое качество воды, и на невозможность устроить детей в дошкольные учреждения…Но недопонимания случаются не от большого ума. Критиковать ведь можно всех и вся, только пользы от этого практически никакой.

- Можно ли с вашей помощью привлечь к ответственности должностные лица?

- Как уполномоченный я не имею права лично наказывать и привлекать кого бы то ни было к ответственности, но мои заключения рекомендательного характера иногда имеют должный результат. Я могу высказать свою оценку и свою позицию - не более того. Окончательно вопрос может разрешиться только в суде.

- Нина Федоровна, какими личностными качествами должен обладать человек в должности уполномоченного по правам человека?

- Прежде всего ответственностью перед людьми. Даже если что-то не получается сразу, нужно объяснить заявителю причину и возможное развитие последующих событий. Нельзя игнорировать и малодушничать по отношению к чужому горю. Каким бы ни был человек, он нуждается в доверии и уважении окружающих. Когда нет ни того, ни другого, буйным цветом цветет агрессия.

Наша справка: В 2011 году в аппарат уполномоченного поступило свыше 4500 обращений. С просьбами и жалобами к омбудсмену обратились 5,5 тысячи человек. Больше всего проблем было связано с жильем - 1597 жалоб, по социальным вопросам - 264, по нарушению трудовых прав поступило 180 жалоб.

Смотрите также: