Эльвира Данилина: «Спецэффектами публику не купишь»
На минувшей неделе стало известно, что Президент России Владимир Путин наградил актрису Театра драмы имени И.А. Слонова, заслуженную артистку РФ Эльвиру Данилину медалью ордена «За заслуги перед Отечеством II степени».
Корреспондент «АиФ - Саратов» поздравил нашу землячку с высокой наградой и задал несколько вопросов от читателей.
Блистательная глубинка
- Эльвира Игоревна, к сожалению, сегодня актеры провинциальных театров не избалованы вниманием властей. Была ли для вас неожиданной награда Президента России?
- Я благодарна, что мой многолетний труд не остался незамеченным и правительство решило его высоко отметить. На самом деле ордена, медали, почетные звания не сваливаются на актёров как снег на голову. Требуется целый пакет документов: рекомендация от театров, городской администрации, правительства области.
Все мы в провинции живем не на широкую ногу, не сильно обласканы какими-то привилегиями. Поэтому награда, звание заслуженного или народного артиста России дает личностное удовлетворение, демонстрирует, что наша творческая жизнь проходит не впустую.
Хотя некоторые народные артисты давно выступают против всевозможных регалий, что активно обсуждается в прессе и творческой среде. Что ж, давайте упраздним тогда всяческие звания и скажем: «Все мы из одной братии - все мы люди искусства». Талантливых, трудолюбивых артистов, заслуживающих самых высших похвал и наград, в Саратове более чем достаточно. И когда на целый регион даётся одно почётное звание в год, это, по-моему, несправедливо.
В то же время у столичных служителей Мельпомены гораздо больше возможностей и сняться в кино, и переходить из театра в театр, стать заметной медиа-персоной. Хотя в глубинке мои коллеги работают не менее интенсивно и блистательно.
На самом деле звезд на театральном небосклоне много. Одни светят ярче, потому что более доступны для глаза, другие же просто расположены чуть дальше от центра, но не менее ярки.
- Наверное, популярные в сети ресурсы буквально на следующий день отреагировали на событие?
- Действительно, в интернет-сообществах я получила огромное количество искренних поздравлений, за что признательна и благодарна людям. Давно я не купалась в таком количестве прекрасных слов и комплиментов!
Однако мы живем в эпоху, которая, увы, к глубокому созерцанию не располагает. Сжимается пружина времени, общественных отношений, да и все ситуативные пружины сжимаются. Людям приходится постоянно быть начеку, пребывать в напряжении. Некоторые становятся нервными и неуверенными. И самоутверждение у таких граждан происходит через «троллинг». Порой диву даешься, когда незнакомые лично мне люди позволяют себе на новостных сайтах в комментариях откровенную грубость и глупость... Ребята, работайте над собой, берегите себя, поскольку зависть и злоба серьезно разрушают человека. Поберегите свою внутреннюю экологическую систему. Может, переквалифицируетесь и начнете писать любовные романы? Говорят, что хороший гештальт. Обнимаю вас всех!
Хозяйка торжеств
- Из целой плеяды актрис саратовских театров масштабные официальные мероприятия доверили вести именно вам…
- Я даже не помню, когда это случилось впервые, так давно это было. С тех пор довелось провести массу торжеств городского и регионального масштабов. Со стороны кажется все просто, красиво вышли, прочли поставленным голосом текст, на самом деле важно не сбиться с ритма мероприятия… При малейших накладках нельзя схватить за руку твоего коллегу, произносить слова помимо утвержденного текста, и непременно надо источать уверенность. Никто не должен заметить, что у тебя уже спина побаливает или ножки в туфельках подустали. Каждый вновь выходящий на сцену сразу же «сцепляется» глазами с ведущим и ждет знака «нет, пока не уходим» или «все хорошо, пошли…». Волей-неволей чувствуешь себя хозяйкой сцены, на тебе лежит огромная ответственность.
Случается, всё идет не по плану: вдруг из-за сцены тебе машут рукой, мол, не объявляй, этот человек не приехал. За долю секунды надо сообразить и объявить следующего выступающего. Реакция должна быть как у вратаря: на секунду зазевался, мяч - в воротах. При этом никто в зале не должен заметить никакой заминки. Подобная работа очень дисциплинирует и закаляет актера.
Иногда случаются забавные казусы. Как-то мы с Игорем Баголеем в очередной раз вели День энергетика в Балакове. После слов: «Благодаря энергетикам в наших домах есть свет» - зал погружается в кромешную темноту. Мы стоим на сцене, пошевелиться не можем, потому что не видно совсем ничего. И тут за кулисами замелькали фонарики. Игорь Михайлович - человек мужественный, с чувством юмора, кинулся за сцену, и далее мы, как ни в чем не бывало, вели мероприятие… при свете фонаря.
Гоголь с нами
- Что вы посоветуете тем, кто в этом году рискнёт стать абитуриентом театрального факультета?
- По моим наблюдениям, все четыре года мы со студентами театрального курса только учимся понимать друг друга. А на четвертом году взаимопонимание появилось, контакт наладился, вот-вот пойдет настоящая работа - но пора расставаться…
Научить профессии актера невозможно, сколько бы ты не делился приемами, техникой, теорией и практикой. Настоящая учеба происходит уже непосредственно в театре методом проб и ошибок.
Тем не менее наш дипломный спектакль «Майская ночь» не остался незамеченным, при этом никого не смутило, что парубки читали рэп и танцевали брейк. Гоголь в момент, когда мы придумывали спектакль, был с нами, и пусть мы говорим со зрителем молодёжным языком, суть вещей, заложенная классиком, не меняется.
Классика - мой любимый семестр, вот настоящий кладезь, из которого можно черпать бесконечно не только студентам. Как при раскопках, каждый раз открывается новый пласт. С ней можно экспериментировать бесконечно, это от того, что там про живых людей. Чего не скажешь о современной, зачастую «ходульной» драматургии.
Развлечься или подумать
- А в каком направлении развивается современное театральное искусство? Насколько содержательны сегодня новые формы драматургии?
- Еще старик Станиславский говаривал о синтетическом актере, априори подразумевая применение всех навыков в новом театре. В 20-х годах прошлого столетия театральную Россию охватила волна авангардного движения. В этом жанре работали Мейерхольд, Вахтангов, Козинцев и Трауберг. А помните спектакли нашего А. Дзекуна, который лихо умел «миксовать» любую жанровую палитру.
Сегодня театр - живой организм, он в ХХI веке не может оставаться таким, как в ХIХ или ХХ веке, и всегда будет искать новые формы. Однако форма без содержания не имеет ни смысла, ни толка, заметил недавно К. Райкин на проходивших в нашем городе «уроках Табакова».
Мы же не будем говорить о каком-то одном конкретно взятом театре, мы говорим о направлении. В современном искусстве постепенно возникает единое пространство, где границы условны. Европейский театр сегодня работает в синтезе жанров, нередко в своих постановках используя элементы циркового искусства, балета, оперы. Моя дипломная работа на высших режиссерских курсах как раз касалась циркизации театра и театрализации цирка. Но это вовсе не означает, что на театральную сцену выпускают медведя.
И если меня спрашивают, что посмотреть в театре, я отвечаю: «Смотря какие цели вы преследуете - развлечься, отдохнуть или подумать».
- А вообще возможно ли пробиться к нашим «отцифрованным» мозгам и зачерствевшим душам?
- Скажите, чем можно удивить людей, которые сутками сидят в Интернете, смотрят ТВ, ходят в кино? Просто надо быть честным со зрителем, суметь через героя говорить лично о себе. И тогда персонаж может ожить, если ты пропустишь его через себя, собственный опыт, кровь и боль, потери и приобретения. Когда ты зрителю рассказываешь начистоту о человеке, скорее всего, он пойдет с тобой по пути этого честного разговора. Мне очень приятно слышать отзывы о наших работах: «Ребят, мы сидим, просто затаив дыхание, и ваш спектакль нас перелопатил». К примеру, пьеса «доХХод» (по мотивам Островского «Доходное место») публику удивляет жесткостью, точностью, зрелищностью. Тут есть что посмотреть и есть о чем подумать. Зритель в зале не успевает «продышаться», а его уже ошеломляют следующей картиной.
Поверьте, публику не проведешь никакими спецэффектами. И если ты не достаешь либо до ума, либо до сердца, то зря получаешь свое жалованье.
Смотрите также:
- Юрий Кочнев: «Артист должен дарить чувство праздника» →
- Людмила Телиус: «Подлинная красота завораживает» →
- Григорий Аредаков — о зрителе и родном городе →