Поэт о писателях. На литературный труд не прожить?

   
   

На прошлой неделе свой 38-й день рождения отмечала Елизавета Мартынова, поэт, литературный критик, главный редактор литературно-художественного журнала «Волга - XXI век».

Мало одного года

- Прошедший Год литературы говорит о том, что назрели проблемы читателя и писателя, которые необходимо решать, - отмечает Елизавета. - Важно привлечь внимание людей к чтению, напомнить о литературе классической, рассказать о современной. Для этого впервые в Саратове проводилась книжная выставка-ярмарка «Волжская волна». Мероприятие замечательное, но проходило оно в будни, и работающие люди не смогли туда прийти. И была у нас «Саратовская осень», первый литературно-музыкальный фестиваль, на котором саратовцы общались с московскими писателями, редакторами. Это положительная сторона проведённого Года литературы.

Отрицательная касается профессионального статуса писателей. Теперь почти нигде не платят гонораров. Даже печатаясь в столичных издательствах, писатель не может прожить на литературный труд. Исключение составляют единицы. Большинство вынуждено совмещать творчество с работой. Оттого сегодня мало серьёзной прозы. Человек садится за рукопись после тяжёлого рабочего дня. Для того чтобы вернуть писателя в жизнь общества, мало одного года. Нужно изменить издательскую систему, начать оказывать поддержку тем писателям, которые могут создавать хорошие книги. Эти проблемы не решены ни в стране, ни в регионе. Писателям по-прежнему приходится выпускать книги за свой счёт или за счёт спонсоров, так как опубликоваться в государственном издательстве возможности нет.

Любимый и родной

Сегодня в Саратове достаточно много ярких писателей. Встречи с ними постоянно проходят в библиотеках, музеях, вузах.

- После таких мероприятий всегда выходишь в приподнятом настроении. Особенно хорошо меня встречают дети. Они не боятся задавать сокровенные вопросы. Некоторые набираются смелости, читают свои стихотворения и просят их оценить, - делится Елизавета.


В январский день я долго жду трамвая.

   
   

Он не идёт. И небо угасает.

Бредёт во тьме понурый пешеход,

И под ногой потрескивает лёд.

Здесь все пути бессмысленны и долги.

Шагай, чтоб не замёрзнуть, бормочи,

Что тяжки новогодние дороги,

Что в небе три звезды, как три свечи...


Во многих стихах Елизаветы - образ знакомого города с его Волгой, трамваями, фонарями, голубыми елями, самолётами, пустырями.

- Я родилась в Саратове, живу всю свою жизнь на одной и той же улице и даже в одном доме. Конечно, этот город для меня любимый и родной, - рассказывает она. - Но любовь - чувство сложное, не всегда это что-то благостное. Иногда я представляю, что было бы, если бы я переехала. Но в чужом городе начинаю скучать. Хотя я люблю путешествовать. Это всегда новые впечатления. Мне нравится пограничное состояние между отъездом, самой поездкой, приездом. И я часто пишу в дороге.


Ни надежды, ни света, ни чувства вины.

В этом городе мы никому не нужны.

Можно всё позабыть и уехать навек

В этом городе выпадет горестный снег.

Он такой же, как раньше.

Смешон и нелеп.

На земле он лежит, как раскрошенный хлеб.

Нет в его чистоте ни беды, ни вины.

Прошлогоднему снегу привидятся сны...


- Нарочно написать стихи нельзя. Нужно какое-то определённое душевное состояние. Если я нервничаю, нахожусь в дисгармонии, то не могу ничего сочинить. Но когда всё налаживается, строки о пережитом чувстве приходят сами собой, - заключает поэтесса.

Смотрите также: