Поменялась жизнь
- Геннадий Николаевич, в вашем архиве уже более 110 тысяч фотографий. На многих из них изображён Саратов…
- Саратов - это и жизнь моя, и радость, и боль. За последние годы город был полностью обезображен. Старый архитектурный Саратов исчезает у нас на глазах! Новые постройки хаотичны и абсолютно не вписываются в концепцию города. Недавно мне нужно было сфотографировать консерваторию. Я посмотрел, а за ней уже возвышается какое-то синее здание и омрачает весь вид! В советское время такого не допустили бы… Снимать город стало очень сложно. На каждом стареньком домике, который сохранил в себе остатки деревянного быта, сегодня висят спутниковая антенна и кондиционер. И я прекрасно понимаю живущих в этих домах людей, которым хочется хотя бы малейшего комфорта.
В связи с этими переменами для меня всё большую ценность начинают приобретать фотографии, сделанные несколько лет назад. Раньше можно было в любом дворе сделать снимок. А сейчас повсюду металлические заборы и железные двери. Уже нельзя зайти в старый дом, чтобы сфотографировать лестницу. Меняются мышление людей и образ страны. На смену исчезнувшему коллективизму пришёл индивидуализм, который приобрёл у нас извращённые формы. В США между домами стоит маленький заборчик, через который можно легко перешагнуть, но никто этого не делает, потому что есть закон. У нас же люди возводят трёхметровые металлические заборы, чтобы чувствовать себя в безопасности.
- Фотоаппараты сегодня есть практически у всех. А много ли в Саратове способных фотохудожников?
- На первых этапах развития фотодела технология создания снимка была очень сложной и дорогой. А потому фотографией, особенно цветной, занимались немногие. Аппаратура была крайне громоздкой, фотопластинки создавали непосредственно перед самой съёмкой: фотограф с ассистентом носили с собой тёмную палатку, в которой делали эмульсию, поливали ею стекло, заряжали его в фотоаппарат, делали снимок и тут же его проявляли. В 1924 году появился первый плёночный фотоаппарат. И совсем поменялась жизнь с приходом цифровой аппаратуры. Хорошего качества снимки сегодня делают практически все. Но выдающихся фотографов в Саратове всегда было человек 10-12. И эта пропорция сохраняется. Фотография стала общедоступной как алфавит. Но ведь не все люди, знающие буквы, стали Толстыми и Чеховыми. Так же и ноты сегодня знают все, но количество талантливых музыкантов от этого не увеличилось.
Продвинуты в искусстве
- Есть фотографы, которые принципиально продолжают работать с плёночным фотоаппаратом. Как вы относитесь к этому?
- Просто появилась группа людей, которые смотрят назад. В Москве и Санкт-Петербурге даже есть ателье, в которых делают дагерротипы - то, с чего начиналась фотография. Особого же смысла снимать на плёночный фотоаппарат сегодня нет, поскольку плёнка в сравнении с цифровой камерой никаких преимуществ, кроме неудобств, не даёт. Есть художники, которые до сих пор высекают картины на скалах, как первобытные люди, но это не говорит о том, что они продвинуты в искусстве. И разговоры фотографов о том, что чёрно-белая плёнка придаёт фотографии особую пластику, совершенно некорректны, так как любое фотографическое изображение можно измерить техническими методами. По большому же счёту рядовому зрителю глубоко наплевать, как сделано фото - важно лишь то, говорит оно человеку что-то или нет.
- С появлением Интернета фотографы стали размещать свои работы в Сети. Необходимость в проведении фотовыставок отпала?
- Буквально неделю назад мы открыли фотовыставку одного университетского аспиранта. Он делает прекрасные снимки и всё выкладывает в Интернет. А зачем? Я посоветовал ему выбрать несколько человек, чьё мнение ему важно, и показывать снимки им. И когда у него открылась реальная выставка из 36 работ, он был в невероятном восторге, потому что эффект присутствия и живое общение ни с чем не сравнить. Во всём мире по-прежнему проходит большое количество фотовыставок. И у нас в Саратове сохранилась просвещённая, образованная публика, без которой заниматься серьёзной фотографией не было бы смысла. В Интернете же дельного советчика найти сложно. В Сети циркулируют терабайты фотографий и тысячи имён.
В разумных пределах
- Вы занимаетесь фотографией уже более 50 лет. Наверное, сложно с каждым годом находить для работ новые идеи?
- Фотография, как и любое творческое произведение, задумывается заранее и, бывает, очень подолгу вынашивается. Я вот одну фотокартину делаю уже на протяжении 7-8 лет. На ней изображено золотое яйцо, которое лежит в гнезде с колючей проволокой. Вокруг - плачущие женщины с крыльями. Это яйцо лопнуло и вытекло: последний птеродактиль мог бы появиться на свет... Фотография предполагает очень сложный масштаб, в ней уже более 80 составляющих. И если я доведу задуманный проект до конца, то это будет выставка одной фотокартины с множеством мелких деталей.
Когда развалился Советский Союз, во всё мире был интерес к нашим фотографиям, показывающим то, чего западный обыватель ещё не видел: какие-то разрушенные скотные дворы, дохлые коровы... Эта вся чернуха хороша, но в разумных пределах. И интерес к ней на Западе быстро пропал. Российская же фотография сегодня вторичная. Многие стараются подражать передовым зарубежным фотографам. Идейное содержание зашло в тупик. Я думаю, что это связано с отсутствием идеологии. В былые времена говорили, что прекрасная форма должна сопровождаться глубоким содержанием. Сегодня же духовная сторона в какой-то степени смещена на задворки. На первое место вышла форма. Создаются какие-то фантастические фотографии с девушками без изъяна. Понятие красоты стало примитивным.
- Вы не делаете ни свадебных фотографий, ни семейных. Считаете это несовместимым со своей работой?
- Все свадебные фотографии похожи одна на другую. Молодожёны последние копейки отдают ради того, чтобы получить красивые снимки. Но люди, которые эти работы потом смотрят, понимают, что весь этот напускной шик на фото - не реальная жизнь. В действительности же эта пара, как и все остальные, тяжёлым трудом зарабатывает на жизнь. Так же ребёнку в школе и детском садике делают фотографии, на которых реально лишь одно лицо, всё остальное - фантастические звери, сказочные персонажи. Я не в восторге от такого стиля и считаю, что деньги можно заработать, не кривя душой.
Голова не может быть устроена так, что одно полушарие озадачено коммерцией, а другое - творчеством. В советские времена у меня было много друзей, которые занимались бытовой фотографией (свадьбы, садики, школы и прочее). И многие из них говорили, что ещё немного подзаработают и займутся творчеством. Таков самообман. Кто-то из них даже покупал дорогую камеру, выходил с ней на улицу и... не добивался успеха. Когда долго занимаешься коммерцией, для творчества не остаётся места. Но я таких людей не осуждаю. Если все будут заниматься серьёзными фотографиями, то кто будет делать бытовые?
Смотрите также:
- Николай Палькин: «Душа моя не такая и седенькая» →
- Болеем за культуру. Ломать - не строить →
- Книга - средство от бездуховности →