Об этом корреспондент «АиФ - Саратов» беседует с дирижером концертного оркестра духовых инструментов «Волга-Бэнд», аранжировщиком многих композиций, известных саратовскому слушателю по концертам «Классика и рок» и другим, Денисом Марьевым.
Как привлечь нового зрителя?
- Денис, немалая часть концертов оркестра несет в себе элементы шоу. Этого требует зритель?
- В сознании многих укоренился стереотип о том, что духовой оркестр - это исключительно вальсы, марши 30-40-х годов, словом, что-то скучное и заумное. На самом же деле серьезная музыка может быть интересна каждому, что мы и пытаемся своими концертами доказать.
Например, идея программы «Классика и рок» появилась случайно: художественный руководитель и основатель оркестра Анатолий Селянин привез из Америки ноты композиций известных рок-групп в переложении для оркестра духовых инструментов. Предложил их нашим музыкантам.
И вот уже на протяжении восьми лет концерты эти собирают настоящие аншлаги. И что особенно приятно: приходят и взрослые, и молодые слушатели. Безусловно, такие выступления помогают выживать оркестру. А как иначе? К сожалению, на классическую музыку приходят единицы.
- Значит, неслучайно многие культурные деятели сетуют, что сегодня обществом востребована исключительно попса?
- Востребовано то, что больше пропагандируется. Разве вы услышите вечером в прайм-тайм по центральному телеканалу концерт классической музыки? Или увидите интервью с известным музыкантом, дирижером? У нас на огромную страну всего один общедоступный канал, который несет культуру в массы...
А между тем, в некоторых развивающихся странах, например, в Венесуэле музыкальное образование давно уже стало обязательным и бесплатным. Поэтому они могут гордиться своими достижениями. Мы же умудрились растерять богатейшие традиции не только музыкального искусства, но и во многих других сферах. И при этом продолжаем бить себя в грудь: посмотрите, какие мы великие...
Уверен, если людям дать возможность лучше узнать серьезное искусство, они в итоге захотят к нему приобщиться. Ведь большинство наших сегодняшних слушателей - это постоянные зрители, которые впервые побывали на концерте лет 5-8 назад.
Но привлечь сегодня нового зрителя очень сложно. Необходимо ведь каким-то образом донести до него информацию. А в нашем рекламном арсенале - лишь «сарафанное радио» да 500 штук афиш на ближайшие пять лет.
Нет времени подумать о высоком
- Сегодня культуру не балуют вниманием и чиновники, от которых зависит финансирование. На ее уровень это влияет?
- Судите сами: после пожара в филармонии у нас так и не появился собственный концертный зал. А когда репетиции проходят в одном месте, выступления - в другом, страдает прежде всего качество исполнения. Кроме того, некоторые по-настоящему талантливые люди, которые хотели бы пойти в серьезное искусство, не делают этого. Потому как прекрасно понимают - музыка их не прокормит.
Большинство музыкантов оркестра вынуждены браться минимум за две-три работы. Причем не всегда по основной профессии. Некоторые трудятся рабочими сцены, то есть простыми грузчиками. И разве будет он думать о высоком, когда надо успеть добежать от одного театра в другой между спектаклями и репетициями?
Вспомните скандал, который случился во время последнего приезда в Саратов великого Ростроповича? Он пришел в ужас, узнав о зарплатах в симфоническом оркестре, и с этой проблемой вышел лично на губернатора. После этого ситуация немного выправилась - людям прибавили зарплату.
- Тем не менее молодые музыканты в вашем оркестре есть...
- Да, потому что в Саратове есть консерватория. В местных оркестрах молодые исполнители набираются опыта, а поступает выгодное предложение - уезжают за пределы области. В Кисловодске, Новосибирске, Ханты-Мансийске, Сургуте играет много наших талантливых ребят.
Духовное исчезает незаметно
- Может быть, обществу не хватает культурного развития потому, что с детства не закладываются основы?
- Конечно, многое зависит от воспитания, семьи. Увы, не каждый взрослый посчитает нужным давать музыкальное образование своему ребенку. Куда удобнее купить ему компьютер и посадить у монитора за какой-нибудь стрелялкой, чем отводить его регулярно в музыкальную школу, проверять домашние задания. Когда я поступал в вольское музучилище в 1997 году, со мной на первом курсе учились 17 человек. Сейчас набор - всего 4 человека.
Духовное вообще постепенно исчезает. И ведь ничего - мы живем, не замечая, что общество продолжает деградировать...Уже давно стали нормой бесконечные сериалы про бандитов и ментов, желтые передачи о поп-звездах, плоский юмор и т.д. Благо, пока в Саратове есть альтернатива этой «несъедобной» пище для ума, спектакли и концерты наших артистов и актеров остаются доступными.
- Вы гастролируете по области, бываете в глубинке. Там искусство востребовано?
- Честно признать, то, что мы видим в провинции, навевает довольно пессимистичные настроения. Зачастую там десятилетиями не вспоминают о такой статье расходов, как культура. Четыре года назад мы были на гастролях сначала в небольшом казахстанском селе, а на следующий день - в Озинках.
Между этими двумя населенными пунктами расстояние всего 50-60 км, но разница в отношении к искусству - колоссальная. В Казахстане мы выступали в отремонтированном, ухоженном здании Дома культуры, а в Озинках нас ждали двери полуразвалившегося ДК с обледеневшими туалетами на улице. Зато все село было увешано спутниковыми тарелками... И такое отношение, к сожалению, мы видим сплошь и рядом.
- Что, на ваш взгляд, могло бы изменить ситуацию?
- Думаю, без указки сверху не обойтись. Надо чтобы культура тоже стала нацпроектом, чтобы за него приходилось отчитываться чиновникам, нести персональную ответственность. Пока же все держится на иницативе самих музыкантов. Надолго ли хватит их запала и энтузиазма? Судить об этом будет подрастающее поколение.
Наша справка
Денис Марьев - дирижер, аранжировщик, дипломант всероссийского конкурса молодых дирижеров, преподаватель консерватории. Дирижировал академическим симфоническим оркестром филармонии на концерте Николая Носкова в Саратове.
Смотрите также:
- Леонид Сметанников: «Для шоу или ресторана вполне приемлем «пугачевский» уровень» →
- «Волга-Бэнд»: Наш репертуар, как супермаркет →
- Авторской песне в Саратове не место? →