В Россию - даже пешком

   
   

"Как вы думаете, есть ли шанс остаться в России, или меня все-таки вышлют?" - спрашивает после короткой беседы с корреспондентом "АиФ - Саратов" сорокалетний узбек с хитрым прищуром глаз. Гафур делает вид, что плохо понимает по-русски. Но он точно так же, как и его сокамерники по Центру временного содержания иностранных граждан в Энгельсе, совершенно не хочет возвращаться на Родину. Там его никто не ждет. Лишь обязательство выплачивать алименты своим детям, которым он оставил дом и машину.

Заработать всегда можно

Рассказ о собственной жизни занимает у Гафура не больше пяти минут. За его плечами - долгие месяцы скитаний и ночлежек по случайным местам, вокзалам, грязным подсобкам. В Саратове он живет больше шести лет. На Сенном брался за любую подходящую работу. Грузчик, водитель, строитель, слесарь - если трудиться не боишься, заработать всегда сможешь. Но документы оформлять не спешит: если обнаружить себя, придется "делиться" скромными деньгами и высылать алименты. Узбек не скрывает, что вряд ли появится в России на законных основаниях.

По словам Игоря Грачева, директора Центра депортации, в его "застенках" сейчас находятся 94 человека. Это почти критический показатель - больше 100 человек одновременно здание, построенное еще в начале прошлого века, просто не в состоянии вместить. В основном сюда попадают выходцы из Узбекистана, Азербайджана, Таджикистана, Армении и Грузии. Но встречались и жители дальнего зарубежья, к примеру, Судана или Сомали. В 2005 году через центр по решению суда выдворили за пределы России 762 иностранца, в 2006 году - 520.

- Контингент социально проблемный. Как правило, здесь находятся те, кто ничего хорошего в этой жизни не видел. Результаты медицинских осмотров при поступлении к нам говорят сами за себя. Почти через одного - педикулез, сифилис, туберкулез. В 2005 году с сифилисом были выявлены 24 человека, в 2006 - 21 человек. В начале года от туберкулеза умер грузин. Он был уже на последней стадии, - поясняет Игорь Владимирович. - Нелегалы недостаточно грамотны, слабо интересуются законодательством своей страны, а уж тем более - законами другого государства. И когда приезжают с целью заработать немного денег, совершенно не знают, куда обратиться, боятся, что их вышлют обратно на Родину. Часть выходцев из соседних республик "клюют" на заманчивые речи своих успешных земляков, обещающих им работу, нормальные деньги. Потом у них отбирают документы, деньги, и люди становятся бесправными, без крыши над головой. Они, естественно, никуда не обращаются. Выявляя таких людей, мы отправляем их обратно на родину за государственный счет или за счет помощи национальных диаспор.

Бомжи на Родине

Проблема с оформлением всех необходимых для получения гражданства документов стоит очень остро. Дошло до того, что люди сами обращаются в милицию и просят отправить их домой. Здесь тоже кроется подвох. Ведь выехать можно только по национальному паспорту или по справке возвращения, выдающейся в консульстве в Москве. Срок ее действия ограничен. Как отмечает Грачев, даже ответ на запрос на Родину по регламентированной законом форме не является документом, позволяющим выдворить человека. "Мы бы с удовольствием его отправили и денег бы нашли, но у пограничников не такие взгляды. Они ссылаются на свои подведомственные нормативные законы и акты", - уточняет директор Центра временного содержания.

Так, к примеру, один из мигрантов, сидящих сейчас в камере, украинец Юрий Барасюк, приехал в Россию в 1995 году с женой и тремя детьми. Четвертый ребенок родился уже здесь. До этого семья жила в Одесской области в Ивановском районе. Уехали, как водится, в поисках лучшей доли. В Центре он сидит уже восемь месяцев. В свое время его лишили украинского гражданства, а российское так и не удалось получить. Теперь находится в "подвешенном состоянии". За это время его ни разу не навещала семья. Сам Юрий говорит так: "Если меня депортируют на Украину, стану бомжевать - жить-то мне негде. Чуть денег скоплю, и назад - в Россию".

Смотрите также: