Кладбище хотят снести?

   
   

За последнюю неделю в "АиФ - Саратов" позвонили сразу три человека с паническими нотками в голосе. "На Воскресенском кладбище выкапывают кости умерших и хоронят неизвестных в старые могилы", - рыдала в трубку пожилая женщина. "Напишите о беспределе, творящемся с памятниками. Их сносят вандалы, чтобы стереть сведения о том, кто лежит под тем или иным крестом", - заговорщицки прошептал житель Елшанки Сергей Петрович. "Кладбище хотят сровнять с землей. Там уже выкорчевывают деревья, сдают оградки на металлолом. Скоро дойдет дело до останков людей", - беспокоится Ольга Ивановна. Корреспондент еженедельника самолично отправилась на погост, чтобы посмотреть, что там происходит на самом деле.

Пристанище для бомжей

Оазис смерти в черте города - бич для проживающих рядом людей. Воскресенское с его почти 300-летней историей давно превратилось в непроходимые дебри, где все чаще и чаще происходят криминальные события. Густой неосвещенный лес - отличная маскировка для воров, насильников и маньяков. На некоторых участках вольготно разместились своры диких собак, а самыми опасными обитателями, которым творящийся беспредел и запустение на руку, являются бомжи. Повсюду можно встретить следы их пребывания. На непроходимых участках, таких как 33-й, 35-й, 36-й, расположенных справа от центрального входа, за частными домами, куда боится заходить даже персонал, есть так называемые "лежанки" - места сбора и проживания маргиналов. Летом они живут именно там, а зимой перебираются поближе к теплоцентрали, проходящей со стороны СХИ. Они разводят костры прямо на могилах, тут же пьют. Но никому нет до этого никакого дела.

Прямо в центре Саратова образовалась социальная клоака, которую не стремятся облагородить. К тому же то и дело возникают сообщения о вандалах, ломающих ограды и крушащих надгробия. Покосившиеся кресты, разрушенные памятники, стертые надписи, изувеченные, развороченные могилы - таким предстает перед нами место, где должны обрести покой наши родные и близкие. Последнее время ходят слухи о том, что криминальные авторитеты начали хоронить трупы прямо в "занятые" могилы.

У здания муниципального предприятия "Ритуал" на ул. Киселева, 7, с самого раннего утра толпятся люди. В числе обсуждаемых тем и так называемые "подкидыши". "У меня на Воскресенском лежит прабабушка. Она еще в 1939 году умерла, - говорит Тамара Александровна. - Я ее навещаю очень редко. А недавно пришла - на могиле свежий холм, желтым песочком посыпан. Росший там ясень срублен, даже пня не осталось. Сестра сказала: значит, кого-то в эту землю подложили. Может, какой-нибудь криминальный труп. Вот пришла выяснить, что да как".

По словам директора "Ритуала", Александра Майорова, с 1976 года на этом кладбище никого не хоронят. "Этот свежий холм земли - не что иное, как результат нашей работы. Мы выкорчевали огромное дерево, скосили траву, надсыпали песку, отреставрировали памятник. А теперь женщина возмущается и не признает могилку родственницы. Но почему же она сама так долго не изъявляла желания прийти и элементарно уважить свою прабабушку"? Однако, по словам саратовцев, чьи родственники похоронены на Воскресенском, руководство "Ритуала" намерено избавиться от могильных оград, ссылаясь на то, что они загораживают проходы. Если все это сдать в пункты приема металлолома, то наберется кругленькая сумма. Сегодня рыночная стоимость изготовления и установки ограды колеблется в пределах 3,5-4 тысяч рублей. "Почему "гробовщики" хотят нажиться на умерших?" - спрашивает одна из читательниц.

Домов "на костях" не будет?

Людей волнует и другой вопрос: что будет, если могилку давно не навещали? Может ли так случиться, что в один прекрасный день захоронение просто не найдут? И хотя по федеральному законодательству все захоронения являются частной собственностью, суд может принять решение о признании могилы бесхозной. Эта процедура хотя и весьма сложна, но вполне осуществима. Она занимает более двух лет, и все это время на месте захоронения должна находиться табличка с соответствующим предупреждением. Всех, чьи родственники захоронены на Воскресенском, Майоров призывает обратиться в "Ритуал" и подтвердить факт ухода за могилами. Тем, кто не располагает временем для частых поездок к могилам почивших родственников, предприятие готово предложить заключение договора. За 500-700 рублей в год за могилой будут ухаживать. Но как быть тем, у кого просто нет таких денег? Неужели муниципальное предприятие не должно поддерживать в надлежащем виде захоронения?

Кстати, вновь возобновились разговоры о предстоящем сносе Воскресенского кладбища. Подобная мысль высказывалась еще в советское время. Раньше его вообще хотели сровнять с землей. Думали разместить здесь огромный парк или стройку. Но что касается всевозможных слухов о переносе останков умерших на другое место, то в российском законодательстве четко проговаривается эта ситуация. Так, ст. 4. п. 2 ФЗ "О погребении и похоронном деле" указывает: "создаваемые, а также существующие места погребения не подлежат сносу и могут быть перенесены только по решению органов местного самоуправления в случае угрозы постоянных затоплений, оползней, после землетрясений и других стихийных бедствий". А в ст. 16. ч. 6. черным по белому написано: "использование территории места погребения разрешается по истечении двадцати лет с момента его переноса. Территория места погребения в этих случаях может быть использована только под зеленые насаждения. Строительство зданий и сооружений на этой территории запрещается".

Смотрите также: