Призрак бродит по музею?

   
   

В английских замках по ночам прогуливаются призраки казненных. К московскому дому Берии нередко подъезжает машина, из которой выходит хозяин и поднимается к себе в квартиру. Шум колес и шаги по лестнице слышали многие. По Саратову, с его старейшим Радищевский музеем, который называют поволжским Эрмитажем, тоже ходят разные истории.

Корреспондент "АиФ - Саратов" решила выяснить, есть ли в таких рассказах хоть доля правды и кто занимается сочинительством страшилок.

Душа самоубийцы ищет покоя

В старом здании музея Радищева целые поколения охранников жалуются на невыносимо жуткие условия работы. По ночам в залах отчетливо слышатся чьи-то шаги, половицы скрипят от поступи незнакомца, хлопают двери. В здании ясно ощущается присутствие человека. Сторожа бегут проверять, не пробрались ли в музей нежданные гости или воры. Однако осмотренные залы остаются пустыми. Там, где только что скрипнули полы, нет ни одной живой души. Многие верят, что по музейным залам бродит призрак самоубийцы.

Музей за все время своего существования сменил немало работников. Когда-то здесь трудился хранителем-смотрителем и Ананий Львович Кущ. Его молодая дочь долгое время тяжело болела, а потом погрузилась в тяжелую депрессию и решила покончить с собой. Ее нашли повешенной в музейном подвале. Этот факт не оспаривают даже серьезные исследователи. Известно также, что души самоубийц вечно ищут и не находят себе покоя. Поэтому и шорох в залах, и скрип, и шаги многие считают правдой. Потом трагедия семьи Кущ стала обрастать все новыми подробностями. Люди говорили, что девушка покончила с собой из-за неразделенной любви. Рассказывают даже, что в музейных залах видели несчастную в подвенечном платье, а сам Кущ при загадочных обстоятельствах куда-то исчез. Спустя еще пару лет от правдивой истории вообще мало что останется. Так считает и Надежда Гришина, работник музея с 30-летним стажем. Этого человека можно смело считать самым большим знатоком музейных мифов в городе. Когда-то давно она обнаружила в себе страсть к подобным байкам и стала собирать разные истории, которые рассказывают экскурсоводы, смотрители и охранники различных хранилищ произведений искусства. Теперь Надежда Анатольевна читает в Радищевском музее лекции о легендах и мифах музеев мира.

- Все описываемое охранниками - просто иллюзия, - говорит Надежда Гришина. - Здание очень старое, отсюда и разные звуки, которые слышат эти люди. К тому же дом изолированно стоит посреди площади. Это добавляет остроты ощущений - за стенкой ведь нет соседей, к которым можно постучаться, в случае чего, за помощью. Но сторожа, кстати, от такой жуткой ночной работы не отказываются. Сейчас в доме на улице Радищева полным ходом идет ремонт. Подвальные помещения уже приведены в порядок. Так что все "потусторонние" звуки, наверное, исчезнут.

Скоро музей снова откроет свои двери для всех посетителей. Возможно, в следующую "Музейную ночь", которая недавно прошла в Саратове с небывалым аншлагом, руководство музея организует и экстремальный поход в подвалы - в гости к привидению отважатся пойти очень многие.

Кровь на руках - плод фантазии

Немало суеверных рассказов бродит и по новому зданию Радищевского музея. Сам дом имеет вполне добропорядочную историю - создавался как гимназия, потом туда переехали партийные руководители, а за ними - студенты академии госслужбы. Как видите, никакой чертовщины. Но байки ходят не о залах музея, а об его экспонатах. Сейчас в экспозиции представлен парадный портрет Петра Столыпина, который хранит в себе немало людских суеверий. Про работы Ильи Репина всегда ходило много зловещих слухов, но этот портрет вызвал к себе особенное внимание.

- У Репина была дурная репутация, - рассказывает Надежда Гришина. - Люди видели такую закономерность: все деятели, чьи портреты писал мастер, быстро умирали. Репин написал Столыпина еще до революции 1905 года. На руках у губернатора отчетливо виднеются кроваво-красные пятна. Кто-то видел в этом предзнаменование скорой смерти губернатора, другие искренне верили, что руки в крови - это предвестник революции.

Подпитывал такие домыслы и красный фон, на котором был изображен Столыпин. Хотя этот цвет был традиционным для парадного портрета. И, скорее всего, мастер просто следовал канонам, а не пред.угадывал будущее губернатора (он умер намного позднее - через шесть лет) и тем более - ход мировой истории.

Байки о Репине Надежда Гришина называет "легендами местного розлива". И действительно, мастер два раза писал портрет Боголюбова, и с ним, к счастью, ничего страшного не случилось. Художник на своих картинах изображал свою семью - жену и дочерей. Про Надю Репину до сих пор говорят, что она умерла совсем молодой и как раз после написания отцом ее портрета. Но это просто экскурсоводческий миф. Люди этой профессии чаще других общаются с посетителями, поэтому по праву считаются самым мощным источником различных баек.

Еще один миф, но уже другого происхождения - это картины или другие предметы искусства, обладающие собственными желаниями и не стесняющиеся о них заявлять. В это особенно верят сами художники, создатели шедевров. Известно немало историй, когда вещь своими усилиями заставляла людей играть по собственным правилам. Рассказывают что, когда руководители музея, давно, еще в советские времена, думали купить коллекцию картин Валентина Юстицкого, один пейзаж здорово напугал чиновников, от которых зависела закупка. Картина мастера с грохотом и шумом падала на пол несколько раз. Наверное, власти углядели в этом какое-то знамение - вся коллекция была куплена.

- Любой музейщик свято верит, что каждая вещь более жива, чем сам человек, - рассуждает Надежда Гришина. - Мы ведь уйдем, а предмет останется. Вещи всегда наделялись душой. Бывает, что картина, предмет декоративно-прикладного искусства или графики, сами выбирают себе место. На экспозиции упрямо не хочет соседствовать с какой-нибудь другой вещью - плохо смотрится, не помещается или падает, а после закрытия выставки таким же способом отказывается отправляться в хранилище.

Смотрите также: