На вопросы редактора «АиФ - Саратов» отвечает Анатолий Серебряков, руководитель Саратовского филиала Почты России.
- На прошлой неделе двух работников Саратовского филиала Почты России пришлось спасать из снежного плена. Расскажите подробности этой спецоперации.
- Думаю, не открою ни для кого секрета, что работники почты трудятся при любой погоде, и в снег, и в метель, и в дождь. Поэтому даже в такую морозную погоду автотранспорт, доставляющий корреспонденцию в города, райцентры и села, выехал на маршруты. Все автомобили вовремя вернулись назад, кроме экипажа, обслуживающего один маршрут Ершовского района. Двое наших работников благополучно доставили груз в несколько почтовых отделений, но на обратном пути из села Орлов-Гай их УАЗ застрял в снежном заносе. Начальник Ершовского почтамта А. Н. Моисеенко с первых же минут начал искать возможности решения сложившейся ситуации. Но первый трактор «Кировец», отправленный на расчистку завалов, не смог к ним пробиться сквозь огромные сугробы, второй - тоже. В это время Алексей Демин и Виктор Макарук коротали время в машине, время от времени заводили двигатель, включали печку. Так и просидели они 21 час, пока шла спасательная операция. Когда к ним подоспела помощь, бак внедорожника практически был пустым. Представляете, сколько волнений пришлось пережить за это время всем нам - и семьям почтовиков, и их коллегам! Последние несколько часов я сам звонил по телефону каждые полчаса, беспокоился. Пришлось поднять на ноги всех, чтобы выручить из беды наших сотрудников. Кстати, даже старейшие почтовые работники не припомнят такого чрезвычайного происшествия. После этих событий несколько наших автомобилей, уехавших в сторону Базарного Карабулака и в дальние села по направлению трассы Саратов-Воронеж, пришлось возвращать назад.
Есть еще деловая переписка!
- Как выполняется программа развития Почты России на территории Саратовской области? Этот документ широко обсуждался, в том числе, и в Общественной палате страны, его поддержали даже журналисты.
- Действительно, от четкой реализации всех поставленных задач многое зависит. Начиная с 2008 года, когда начался кризис, Саратовский филиал Почты России прибавлял в работе по 18-20% ежегодно. Например, в 2011 году рост доходов составил 18%. Объем выполняемых работ, начиная с 2004 года, вырос почти в 3 раза. Словом, несмотря на, казалось бы, сложные времена, Почта России развивается.
- Последнее время ходит много разговоров о том, что, мол, почтовые услуги скоро станут не нужны. Кругом Интернет, электронная почта!
- На самом деле объемы письменной корреспонденции не уменьшаются. Скорее наоборот! В прошлом году количество писем, доставленных и отправленных Саратовским филиалом, выросло на 106%. Да, люди пишут меньше, но есть еще деловая переписка между юридическими лицами, судебными, государственными и муниципальными структурами. Она-то как раз очень востребована!
Не только бандероли и посылки
- Почта России сегодня - это не только отправка писем, посылок и бандеролей! Что нового предлагаете жителям области?
- Год назад начали работать по программе «Форсаж». В почтовых отделениях установлен комплекс специального оборудования для осуществления моментальных денежных переводов. От отправки до получения средств на территории России проходит от двух минут до одного часа. Это очень удобно! С каждым годом количество населенных пунктов, где доступна такая услуга, будет только расти.
Кроме того, 458 почтовых отделений региона из 913-ти оборудованы пунктами коллективного доступа в Интернет. Этот проект развивается в рамках федеральной программы «Электронная Россия». Саратовский филиал Почты России выиграл тендер на предоставление такой услуги населению региона. Особой прибыли направление не приносит, но у него огромная социальная нагрузка. Каждый житель самой отдаленной деревни не должен чувствовать себя оторванным от цивилизации! Недавно на Саратовском главпочтамте разговорился с одной женщиной, которая постоянно пользуется Интернетом на почте. Она объяснила, что здесь эта услуга гораздо дешевле, чем в многочисленных интернет-кафе, расположенных неподалеку.
Сейчас ведем переговоры о подключении пунктов коллективного доступа в Интернет к сети правительства региона, чтобы посетителям почтовых отделений стали доступны различные госуслуги. Чтобы каждый сельчанин мог найти и уточнить интересующую его информацию, ознакомиться с блогом губернатора, сайтами правоохранительных и контролирующих органов, других ведомств и даже записаться на прием к чиновнику или врачу.
- Почтальоны стали для многих саратовцев родными. Их ждут с нетерпением! Ведь именно они приносят большей части пожилых людей их пенсии. Вместе с тем получатели выплат часто сомневаются: правильно ли рассчитана прибавка? Как помочь таким пессимистам?
- В этом году запускается новая программа Почты России и Пенсионного фонда - создание ИВЦ (информационно-выплатного центра). Ее смысл в том, чтобы пенсионер, получающий деньги через почтовые отделения, мог ознакомиться с правильностью начислений денежных средств. Пенсия индексируется, а пожилые люди иногда сомневаются: «А правильно ли мне сделали перерасчет?». С запуском ИВЦ каждый сомневающийся сможет получить квитанцию с указанием всех причитающихся ему выплат. Этот документ будет доставляться почтальонами вместе с пенсией. Для всех уточнений и пояснений не нужно будет ездить в отделение Пенсионного фонда. Если ошибка обнаружена, ее оперативно устранят!
Не закрыть окно в мир
- В почтовом отделении сейчас можно заплатить коммунальные платежи, приобрести газету и даже купить такие товары, как чай, макароны, вермишель, мыло и т.д. Насколько оправдан такой бизнес? Ведь это же почта, а не магазин!
- Платить за коммунальные услуги на почте выгодно и удобно. Комиссию в этом случае платит сам получатель платежа ТСЖ, ЖСК, заключивший договор с Почтой России. Что касается других услуг, то они востребованы и нужны, в первую очередь, в отдаленных населенных пунктах. Зачастую для многих сельчан почтовое отделение - это и магазин, и клуб по интересам, и окно в мир. Иногда и единственный очаг цивилизации. Наши почтальоны выполняют и социально важную функцию - помогают немощным старикам, инвалидам купить самое необходимое. Между прочим, в некоторых отдаленных деревнях закрываются школы, клубы, фельдшерско-акушерские пункты. Но ни одно почтовое отделение за последние 8 лет не закрыто. Более того, открыто три новых. На днях написал письмо губернатору П. Ипатову с просьбой предусмотреть в саратовских новостройках 7 помещений для почтовых отделений. Ответа пока нет!
- Трудно ли быть почтальоном? Стабилен ли коллектив и есть ли трудовые династии?
- Работа у наших почтальонов очень трудная. Сколько порой километров приходится преодолевать письмоносцам, чтобы доставить весточку адресату! Чтобы облегчить труд наших работников, в прошлом году Филиал закупил 500 велосипедов, которые мы отправили преимущественно в сельские почтовые отделения. А для работы в зимних условиях стараемся обеспечивать почтальонов теплыми куртками, обувью, противоскользящими устройствами. Конечно, далеко не каждый человек сможет работать в таких непростых условиях. И все же люди работают у нас и по 10, и по 20, и по 30 лет. Немало и почтовых династий. Так, например, Тамара Борисовна Ежова и ее муж, Владимир Павлович - представители старейшей трудовой династии г. Саратова. Их общий родовой почтовый стаж - 180 лет. Помимо их дочери и трех внуков на почте работали две сестры, племянница и близкие родственники общим числом восемь человек. И это далеко не единственный случай. В чем секрет такой привязанности к почте? Когда сам поработал почтальоном (во время стажировки в Липецкой области), понял: есть в этой профессии притягательная сила. Потому что это живое общение с людьми, сопричастность к их жизни и желание проявить о них заботу. Клиенты это чувствуют, особенно пенсионеры, которые становятся для почтовых работников родными людьми.
Наша справка
В Саратовской области 913 почтовых отделений, 680 из которых расположены в сельской местности.