Примерное время чтения: 7 минут
335

От ям к автобанам. Как изменятся дороги области через пять лет

Сергей Федоров / АиФ

Что помогло переломить ситуацию в отрасли, которая десятилетиями недополучала финансирование, и какими саратовские дороги станут в ближайшем будущем, мы узнали у депутата областной думы, председателя Саратовского регионального отраслевого объединения работодателей «Союз дорожников и транспортников» Николая Семенца.

Бюджетные крохи

- Николай Яковлевич, как вы оцениваете изменения, которые произошли в дорожной отрасли за последние годы?

- Это безусловный позитив. Мне есть с чем сравнить за двадцать пять с лишним лет депутатской деятельности. Помню, еще в «нулевых» годах, когда начинала работу очередная областная дума, мы с Вячеславом Володиным приехали в Алгайский район, заехали на дорожное предприятие, посмотрели. Зрелище было очень печальное. Директор тогда нам жаловался: «Вот все, что осталось, разбитая техника, людям платить зарплату нечем». И этот период был очень длительным. Потом был «джалавяновский» период, когда глава министерства злоупотреблял служебным положением и наживался на проблемах дорожников, которым и без того жилось несладко. Говорят, что десятилетиями в России культура финансировалась по «остаточному» принципу, но дорожная отрасль в нашем регионе побила все негативные рекорды по недостаточности средств. Из «дырявого» дорожного фонда периодически забирали средства на разные другие нужды. Даже объемы по текущему ремонту дорог не выполнялись и переносились год от года.

Дороги в области запустили очень сильно. Мы не стыдимся это признавать и не скрываем. До недавнего времени у нас было, если включать межмуниципальные дороги, только 4,5% трасс в нормативном состоянии! Поэтому за саратовскими дорогами закрепилась дурная слава, и дальнобойщики старались миновать область стороной.

Еще восемь лет назад в дорожном фонде области было всего 1,3 млрд рублей, что ничтожно мало. Образно говоря, этих денег не хватало даже на ямочный ремонт, и совершенно естественно, что мы даже и не задумывались о том, чтобы начинать капитально ремонтировать наши дороги.

Для сравнения, с учетом работы по всем программам, дорожный фонд в 2019 году составил 12,8 млрд рублей, а в следующем будет более 13 млрд.

От агломерации и дальше

- Как удалось изменить ситуацию и привлечь такие серьезные средства?

- Это все происходило не единовременно. Где-то три года назад в России начала работу государственная программа «Безопасные и качественные дороги», которая предусматривала программу капитального ремонта дорог в регионах с городами-миллионниками. Таких в России насчитывается всего 35. Первоначально Саратовская область в этот список не вошла, однако благодаря поддержке председателя Госдумы Вячеслава Володина появилась идея организовать агломерацию, в состав которой вошел, помимо Саратова, и Энгельс. Также в Саратовскую агломерацию включили и территории в радиусе 50 километров, то есть Саратовский, Энгельсский, Татищевский и частично Марксовский районы. В такой редакции наш регион смог принять участие в программе, и это помогло сделать первый шаг. Тогда на ремонт дорог в агломерации был выделен 1 млрд рублей из федерального бюджета и 1 млрд из областного дорожного фонда. Высвободившиеся в областном дорожном фонде средства мы смогли направить на ремонт региональных дорог.

Второй важный момент: мы активно используем средства, получаемые от акциза на бензин и другие виды топлива. Из этих денег, которые получает регион по Федеральному закону, не менее 10 процентов должно перечисляться на ремонт региональных дорог. Мы добились, чтобы на эти цели шло 15 процентов. И плюс на содержание муниципальных дорог мы выделяем ежегодные дополнительные субсидии. Три года назад 150 млн рублей, два года назад - 250 млн и 300 млн в этом году.

Третье обстоятельство, которое помогло нашим дорожникам, также связано с инициативами Вячеслава Володина. Речь идет о передаче в федеральную собственность ряда региональных дорог. По сути, они всегда были транзитными путями и использовались в основном грузовым транспортом для пересечения нашего региона. Большегрузы сильно разбивали дороги, и не было возможности поддерживать эту инфраструктуру силами региона. Первый подобный опыт был применен в отношении дороги Энгельс - Ершов - Дергачи - Озинки по направлению на Уральск. Из 300 км после передачи этой дороги в федеральную собственность было восстановлено больше 100 км.

Затем подобная процедура прошла в отношении дороги Саратов - Ртищево - Тамбов протяженностью 217 км. Эта трасса примечательна тем, что является самым коротким направлением на Москву.

Также передали в федеральную собственность - трассу Красный Кут - Алгай.

Те средства, которые раньше выделялись на содержание этих дорог, теперь смогли пустить на ремонт множества других трасс.

Очень большим подспорьем для дорожной отрасли региона стало вхождение в национальный проект, инициированный Президентом России Владимиром Путиным, «Безопасные и качественные автомобильные дороги».

За последний год по нацпроекту было выделено дополнительно 2,8 млрд рублей из федерального бюджета и 3,2 млрд из областного дорожного фонда на программу капитального ремонта многих объектов.

Гарантия - 25 лет

- Каковы особенности нацпроекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги»?

- Нужно понимать, что документ предусматривает не только финансирование, в котором нуждается отрасль. Нацпроект рассчитан на существенный рост качества дорожного строительства. Именно поэтому в последние годы значительно ужесточен контроль подрядных организаций. Я постоянно напоминаю руководителям о необходимости приобретения специальных лабораторий, чтобы добиваться всех заложенных в проектах характеристик. Сейчас украсть или схалтурить уже не получится, заставят переделывать. Такие прецеденты были, заново укладывали покрытие на ряде улиц Саратова, перекладывали Усть-Курдюмскую трассу.

Вообще в нацпроекте заложен серьезный научный потенциал, который нам, дорожникам, еще предстоит реализовать. В частности, ставится задача довести срок гарантийной эксплуатации дороги вместо пяти лет сегодня до 25 лет к 2030 году. Звучит как фантастика, однако мы к этому идем. В этом дорожным предприятиям активно помогают ученые из СГТУ имени Гагарина Ю.А.

Если говорить в целом, то через пять-шесть лет мы будем иметь совершенно другую картину по общему качеству саратовских дорог. Нормативное состояние будет доведено до 50%.

- Какие проблемы остаются у дорожников сегодня?

- Недавно исполнилось два года со дня образования Союза дорожников и транспортников. Многое было сделано. Мы сегодня активно пытаемся помогать отрасли, используя все возможности. Один из главных проблемных вопросов - по ценообразованию. Стоимость, которая закладывается в контракты, не всегда соответствует экономическим реалиям. К примеру, проекты не учитывают удорожание логистики для доставки инертных материалов или же удорожание битума в два-три раза, рост цен за электроэнергию и так далее. Иногда ситуация доходит до абсурда: на ремонт дворовых территорий выделяются деньги, а подрядчиков не найти. Бизнесу не выгодно такое предложение. Надеемся, что найдется решение. Мы информацию об этих проблемах не раз старались донести и до областных властей, и выше. Наши коллеги из Союза работодателей «Общероссийское отраслевое объединение работодателей в дорожном хозяйстве «АСПОР» намерены пообщаться на эту тему с Президентом Владимиром Путиным. Скоро состоится встреча. Хочется, чтобы и в нашем регионе эти вопросы были разрешены. Для соседних Самары и Пензы были приняты соответствующие положительные решения.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах