Тренд на электротранспорт и развитие соответствующей инфраструктуры набирает обороты по всей России. Это направление поддерживается на государственном уровне, разработаны и финансируются профильные госпрограммы.
Процесс перехода на экологичные троллейбусы, трамваи, электробусы и электромобили небыстрый, но, по всей видимости, неизбежный. Ведь автомобили на двигателе внутреннего сгорания наносят серьезный ущерб экологии. По оценкам многих экспертов, лишь 10% общего объема вредных веществ попадает в атмосферу из-за промышленных предприятий. Львиная доля загрязнения окружающей среды происходит из-за выхлопных газов автомобильного транспорта. А удар по экологии неизменно отражается на нашем с вами здоровье.
ПЕРВЫЕ ЭЛЕКТРОБУСЫ
Если в Москве электробусы - дело привычное, то в Саратове первые такие машины вышли на маршрут весной этого года. Электробусы «VolgaBus 5270 E» были приняты в эксплуатацию в рамках государственной программы «Развитие транспортной системы» для достижения целей нацпроекта «Безопасные качественные дороги». Пока их шесть.
- Это машины большого класса вместимостью не менее 75 человек (с числом посадочных мест 27). Пока они курсируют от Саратова до Энгельса. Для зарядки аккумуляторов электробусов были установлены три зарядные станции в депо «Энгельсэлектротранса». Время зарядки одного электробуса составляет около 2,5 часа. При полностью заряженных батареях этих автобусов они способны проехать не менее 200 километров с пассажирами и включенным климат-контролем, - рассказали в министерстве транспорта и дорожного хозяйства Саратовской области.
Новые электробусы отвечают всем требованиям, которые сегодня предъявляются к общественному транспорту. Кроме того, они комфортные.
- Когда было холодно, мы отапливали салон. Летом включали кондиционер. В салоне есть видеонаблюдение, работает система подсчета пассажиров. Есть USB-розетки, пассажиры могут зарядить свои телефоны, - делится впечатлениями водитель Лариса Егорова.
Успели оценить электробусы и пассажиры. Правда, люди сокрушаются, что пока новый транспорт по маршруту курсирует в небольшом количестве.
- Всегда стараюсь сесть в электробус или в новый троллейбус «Адмирал». Могу даже подольше постоять на остановке и подождать именно их, если время позволяет. Особенно летом, в жару - в электробусах и «Адмиралах» работают кондиционеры. А в автобусах почти всегда они не работали, - говорит пенсионерка из Энгельса Валентина Шмелева.
ПРОВЕРЕННЫЕ «АДМИРАЛЫ»
Упомянутые троллейбусы «Адмирал» также появились в Саратове благодаря национальному проекту «Безопасные качественные дороги». Большая их партия, 70 машин, была приобретена в 2021 году. Часть этих троллейбусов также имеет автономный ход, что позволило продлить один из городских маршрутов - «десятка» стала заезжать в микрорайон Солнечный-2, куда не тянется контактная сеть. Это позволило частично закрыть одну из насущных транспортных проблем.
Поступили первые «Адмиралы» и в Балаково. Пока их два. Но в текущем году планируется, что новых машин будет двенадцать. Для новых троллейбусов придумали отдельные маршруты - № 12 и 12А. Они проходят через мост Победы и дублируют несколько автобусных маршрутов. Схема движения троллейбусов затрагивает практически все крупные городские магистрали.
НОВЫЙ СКОРОСТНОЙ
Строительство линии скоростного трамвая в Саратове - один из крупнейших и громких проектов последних лет. И, надо признать, его реализация идет не так гладко. На заседании правительства Саратовской области 26 сентября губернатор Роман Бусаргин заявил, что побывал на объектах и считает, что рабочих и техники на них недостаточно. Глава области напомнил профильному министру, что строительный сезон не длится вечно, и призвал того активнее работать с подрядчиками.
Представители же строительных организаций отчитываются, что все работы идут по графику. Гендиректор компании ООО «СП ТрансТоннельСтрой» (строит маршруты № 6 и 8) Дмитрий Гринфельд заявил, что все необходимые работы на маршрутах будут выполнены в начале октября - будут смонтированы пути и контактная сеть. Движение в тестовом режиме по маршруту № 6 будет запущено до 1 ноября. В аналогичный срок начнется и движение в тестовом режиме по маршруту № 8.
Представители ООО «Фракджет Строй» (маршрут № 9) признают наличие определенных проблем. Однако к 1 декабря (такая дата стоит в графике) движение все же обещают запустить.
Параллельно закупается необходимое оснащение - объявлены электронные аукционы на поставку электротехнического оборудования для реконструкции тяговых подстанций. Речь идет о блочных комплектных трансформаторных подстанциях, которые будут установлены в Кировском и Ленинском трамвайных депо.
МОДА НА ЭЛЕКТРОКАРЫ
Первые автомобили на электрических двигателях начали появляться в Саратовской области достаточно давно. Точнее, конечно же, первыми были гибридные авто, которые могут ехать как на электричестве, так и на привычных бензине и солярке. Теперь же на улице встречаются «чистокровные» электрокары, чаще всего китайского происхождения. А в областном центре появились автосалоны, специализирующиеся не продаже именно машин с электродвигателями. Менеджеры в них заверяют, что такие авто не только экологичные, но и современные, комфортные, дешевые в обиходе. Правда, определенные неудобства саратовский владелец электрокара все же испытывать будет. В первую очередь по причине пока небольшого количества электрических зарядных станций (ЭЗС) в регионе. На картах отображаются порядка двадцати подобных точек, в основном в агломерации, в которую входят Саратов и Энгельс. По точке - в Балакове и Хвалынске.
Что такое ЭЗС? Точка, позволяющая быстро зарядить электромобиль - за 30-60 минут. Сделать это можно и дома, существуют зарядные станции, работающие от сети 220 В. Но только в домашних условиях потребуется ставить авто на зарядку на всю ночь (мощность ЭЗС - 60 кВт).
Конечно, в правительстве области ищут инвесторов, готовых вложиться в развитие сети ЭЗС. И заинтересованные предприниматели есть, в первую очередь это владельцы салонов электрокаров. Но и тут есть определенные сложности, начиная от выбора места установки зарядки, заканчивая подключением станции к сетям. Поэтому число ЭЗС в Саратовской области увеличивается в достаточно размеренном темпе.
ЗАМЕСТИТЕЛЬ ПРЕДСЕДАТЕЛЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ АЛЕКСЕЙ НИКИТИН:
- В текущем году в рамках государственной программы Саратовской области «Развитие транспортной системы» в городе продолжатся мероприятия по установке объектов зарядной инфраструктуры. Напомню, в 2023 году уже введено в эксплуатацию десять ЭЗС. Сегодня продолжаем обсуждать текущую инфраструктуру зарядных станций, наиболее подходящие места для возможного размещения и другие вопросы.
В рамках стимулирования реализации проектов по созданию объектов зарядной инфраструктуры инвесторам будут предоставлены субсидии на возмещение части затрат на закупку оборудования и технологическое присоединение объектов зарядной инфраструктуры к электрическим сетям. В 2024 году на данные цели предусмотрено финансирование в размере более 27 миллионов рублей.