Как изменился за последние десятилетия труд специалистов дорожной отрасли, наш корреспондент узнал у ветерана отрасли Владимира Звонилова, который отдал этой профессии больше тридцати лет.
Опыт в поле
- Владимир Николаевич, почему выбрали для себя такую непростую профессию, как дорожник?
- Наверно потому, что считаю это дело очень важным и нужным для людей. Может быть, в этом была небольшая наивность, но с молодости хотелось, чтобы наша область славилась хорошими дорогами. Я вырос возле станции Мокроус, в селе Семеновка, где, как вы сами понимаете, были не дороги, а только направления, особенно в осеннюю и весеннюю распутицу. Помогло то, что в юности освоил немного тяжелую технику, водил тракторы. Конечно, на дорожное предприятие попал не сразу. Отслужил срочную службу в армии. Встал вопрос, чем заниматься. Попробовал свои силы на Севере, на рыболовном промысле, но так и не прижился. Решил вернуться домой и устроился на предприятие «Автогрейд» в 1988 году. Специально дорожному ремеслу нигде не учился, все показали наставники и товарищи по работе.
- Какие условия труда были в то время?
- Бытовые условия были неплохие. Если работали долго на объектах, то жили в вагончиках со всеми удобствами. Были у нас свои баня, столовая. Когда начинал осваивать профессию, имелось много проблем с изучением автоматики. Учился и осваивал по ходу дела. Мастер Виктор Елькин очень помогал узнавать новое, понять, как работает тот или иной агрегат. Работал с нами иногда целые сутки. Сейчас он инженер по технике безопасности. Работы было много. И бетон, и асфальтобетон укладывали. Больше всего запомнилась дорога Саратов - Орск в Балашове, а также Саратов - Тамбов, участок недалеко от Аткарска. Эти трассы служат до сих пор. Старались делать очень качественно, хотя со временем некоторые бетонные карты разрушились, а другие до сих пор почти как новые. Долговечность зависела уже не от нас, а от партии и качества бетона, который нам поставляли. Я начинал работать на пленкообразовательной машине. После укладки бетона поливал ее специальной краской, чтобы было меньше испарений и не появлялись трещины. Эта краска потом высыхала, облетала, но позволяла цементу получить свою крепость за 29 дней.
Призвание и почёт
- Отношение к профессии дорожника было уважительным в то время?
- Да. Многие подходили, благодарили за хорошую работу и желали работать все лучше и лучше. Экономика в стране развивалась, хотя в 80-е годы крах СССР был уже не за горами. Мы верили в то, что светлое будущее впереди.
Потом, в 90-е годы, дорожникам пришлось туго. Денег на дороги не выделяли. Люди высказывали упреки, почему мы не следим за состоянием дорог.
- Тяжело было работать в отрыве от семьи?
- Конечно. На душе было нелегко, но я и мои близкие понимали, что мы делаем нужное дело. Я женат, вырастил двоих детей. Супруга в начале была против моих постоянных командировок, но после того, как мы несколько раз проехали по дороге, которую я делал, она сказала: «Все этого стоит».
- Когда отдыхают дорожники, если работа всегда в летний сезон?
- Основной отдых зимой, тогда же отпуск. Несколько раз ездил с семьей в Кисловодск. О том, что не удалось побывать летом на море, не жалею. За долгие годы сформировался свой образ жизни.
Куда идёт молодёжь?
- Есть ли дефицит профессионалов в дорожной отрасли сегодня?
- Дефицит есть, потому что работы для нас еще непочатый край. Потенциал тех дорог, которые мы делали тридцать лет назад, почти исчерпан. Нужны новые развязки, надо расширять проезжую часть, чтобы на улицах наших городов не было автомобильных пробок, поэтому необходимо, чтобы больше молодежи шло в профессию.
К сожалению, в обществе еще много стереотипов о том, что нужно пробиваться в жизни, работая юристом или в банковской сфере. Такое важное дело, как строительство дорог, у выпускников школ и вузов не в приоритете. А между тем заработок в отрасли сейчас очень достойный и существует понятная перспектива. Государство активно вкладывает большие средства в развитие транспортной инфраструктуры.
- Есть чем поделиться с молодыми специалистами? Имеются ли у вас профессиональные секреты?
- Техника, на которой мы начинали работать, сильно отличается от современных импортных образцов. Прежде всего тем, что дорожные агрегаты работают под управлением компьютеров. В СССР настраивать асфальтоукладчик приходилось очень специфическим инструментом - огромными ключами и ломами. Для этого требовались не только знания, но и недюжинная физическая сила! Помню асфальтоукладчик брянского завода. На нем постоянно разваливались рулевые тяги, их приходилось ремонтировать в полевых условиях. Сегодня таких проблем нет.
Большую работу делают автоматика и компьютеры. В новую цифровую эру нам, опытным дорожникам, приходится многому учиться у молодежи, которая с детства живет в информационной среде. Наш труд в целом стал гораздо технологичнее и легче. Для примера, как только асфальтоукладчик заводишь, гусеницы сами натягиваются так, как нужно, не требуется ручная регулировка.