Примерное время чтения: 6 минут
189

Чему научились? Педагог о сельской школе, ЕГЭ и литературе

Так заведено

- Ольга Николаевна, какие трудности сегодня испытывают сельские школы?

- Если наша школа считается передовой и таких проблем, как недобор учеников и нехватка учителей, мы не ощущаем, то близлежащие сельские школы испытывают в этом дефицит. Учителя вынуждены проходить переквалификацию и одновременно преподавать несколько разных предметов. Этот фактор порой негативно отражается на качестве знаний учеников. Поэтому родители ближайших сёл считают важным, чтобы их дети обучались в том учебном заведении, где коллектив полностью укомплектован. И многим ученикам приходится ездить на учёбу из одного населённого пункта в другой. Передовые сельские школы сегодня оснащены компьютерами и необходимой мультимедийной аппаратурой. У нас хорошо развито дополнительное образование, работает детская спортивная школа. Но спортзал, как и во многих других школах, находится в весьма плачевном состоянии, при том что используется детьми с раннего утра до позднего вечера.

- Раньше учитель считался одним из самых уважаемых людей на селе. Отношение к педагогу изменилось?

- Я в династии педагогов седьмая. Мой дедушка Михаил Алексеевич говорил: «Если учитель ставит двойку, то ставит её себе». Он в свои 20 лет остался инвалидом после Великой Отечественной войны и переехал жить и работать в Казахстан. Рассказывал мне, что всякий раз, когда он шёл с тросточкой из одного села в другое, родители учеников при виде его снимали шапки. Так у них было заведено. Конечно, сегодня, когда я иду зимой по селу, родители шапки не снимают, но они часто приходят ко мне за советом. На мой взгляд, классному руководителю очень важно научиться разговаривать с родителями. Когда я под свою ответственность взяла пятый класс, то сразу призвала мам и пап к откровенному диалогу, чтобы они не где-то там переговаривались за спиной, а приходили в школу обсудить со мной возникшие у их детей проблемы.

Не умеют думать?

- Преподаватели вузов часто жалуются на то, что дети выходят из стен школы слабо подготовленные. Многие винят в этом ЕГЭ. А вы к единому госэкзамену как относитесь?

- Я считаю, что данная форма экзамена нужна, но она требует изменений. Поначалу и в зарубежных странах в системе ЕГЭ находились недостатки, но их постепенно исправляли. То же самое происходит сейчас и у нас. В ЕГЭ долгое время была тестовая часть, в которой нужно было в правильном месте поставить крестик. Из-за этого экзамен часто сравнивали с игрой в «Угадайку». Но сегодня этой тестовой части уже нет. Теперь к той форме экзамена, которая существует, необходимо добавить защиту проекта или исследовательской работы, чтобы педагог мог послушать ученика и оценить, насколько хорошо и связно тот умеет выражать свои мысли. Также определённую роль в комплексной оценке выпускника могли бы играть средний балл аттестата и портфолио.

Для детей любой экзамен является стрессом. И единственный способ с ним справиться - это большая плодотворная подготовка. Если ребёнок тщательно и усердно изучал предмет, то идёт сдавать его без боязни, в какой бы форме экзамен ни проходил - устной или письменной. ЕГЭ расширил географические границы, позволил выпускникам одновременно поступать в несколько вузов страны. И к старой системе мы вряд ли уже вернёмся. А образование и школьное, и вузовское будет ещё меняться.

- В дополнение к ЕГЭ школьников обязали писать итоговое сочинение. Как оцениваете первую пробу пера?

- Сочинение у нас долгие годы было в забытьи, поскольку тот текст, который нужно написать в ЕГЭ по русскому языку, оформляется по единому шаблону, который ученики достаточно легко осваивают. В результате дети разучились самостоятельно думать. А теперь им приходится писать настоящее сочинение, выражать свои мысли, и им это трудно даётся. В работах прослеживаются неосознанное прочтение литературы, речевые и фактологические ошибки. Причина тому кроется в том, что ученики сегодня в основном читают краткое изложение книг в «золотых» сборниках, а не полные произведения. Стараюсь с этим бороться - требую от детей ведения читательских дневников, в которые они записывают возникающие у них по ходу прочтения мысли. Сочинение - это дополнительная нагрузка не только на учеников, но и на педагога. Учителя математики и русского языка находятся в напряжённом положении: если какие-то предметы сдают по выбору, то наши всегда обязательны.

Книга помогает

- Как привлекаете детей к чтению?

- Убеждаю их в том, что коммуникативные навыки важны каждому человеку. Мы все должны уметь выразить свою точку зрения и отстоять её. А в этом как раз и помогает литература. Кроме того, на нас сегодня обрушивается большой поток информации, в котором не просто разобраться. Умение анализировать тексты опять же вырабатывается при чтении. Время от времени провожу в школе акцию под названием «Книга на окне» - оставляю маленькие рассказы, к которым на переменах тянутся ученики. На кружке дополнительного образования «Маска» мы с детьми проводим литературные викторины, готовим театральные постановки. Всегда стараюсь найти классическому произведению параллель - произведение современное, в котором пусть в ином формате, но затрагиваются те же темы. Делаю это для того, чтобы ученики понимали, что классика не теряет своей актуальности. И дети заинтересовываются, читают. Рекомендую им аудиокниги, а где-то и экранизации (но только после прочтения произведения). Особое внимание уделяю пятиклассникам. Порой в некотором отношении даже приходится заменять ребёнку родителя - оставаться с учеником после урока и вместе читать.

Досье: Ольга Плугатырева
Родилась 24 февраля 1972 года. Окончила СПИ имени К. Федина в 1996 году. Педагогический стаж 24 года. Награждена почётными грамотами комитета по образованию и молодёжной политике администрации Энгельсского района, министерства образования Саратовской области.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах