В интервью «ГТРК Саратов» глава Саратовской области Роман Бусаргин рассказал о проекте скоростного трамвая.
- Как регион пришел к такому масштабному проекту? Проблеме состояния электротранспорта в Саратове уже много лет.
- Что касается трамвая в целом, у нас самый молодой маршрут – это 11 маршрут, который идет в Солнечный, он был построен в 1984 году. Ему без малого уже 40 лет. В целом хочется сказать, что кап. ремонт у нас не проводился. По-моему, если не ошибаюсь, в 2015 году самый большой участок был поменян – это 300 метров погонных рельсового полотна.
Поэтому очевидно, что электротранспорт нуждается в модернизации и здесь следует сказать, что Саратовская область оказалась в числе всего лишь 10 регионов РФ, которым были выделены денежные средства. И здесь слова огромной благодарности Вячеславу Викторовичу, который поддержал нас. Всего лишь 10 регионов РФ попали в эту программу.
Это самый масштабный по финансам проект, он составляет более 17 млрд руб. В него входит замена 67 км трамвайных путей со всеми коммуникациями и инженерной инфраструктурой. На сегодняшний момент нами заключены все муниципальные государственные контракты для производства работ и начались работы уже на 3х маршрутах, это маршрут номер 6, 8 и 9.
-Проводимые работы создают много неудобств для горожан. Об этом они пишут в социальных сетях, обращаются к властям. Как власть реагирует, держит ли на контроле, какие решения принимаются?
-В целом хочется сказать, это, наверное, один из самых сложных проектов за последние 30 лет и самый масштабный по количеству горожан и населения, который он затрагивает. Несомненно, 4 маршрута, которые соединены, это основные маршруты, которые перевозили пассажиров.
И люди испытывают неудобства и здесь следует принести извинения за эти неудобства. Проект в целом рассчитан на 4 года. И сейчас мы делаем все возможное, чтобы сократить сроки этих неудобств и реализовать проект по двум маршрутам в течение одногодичного периода. А двум маршрутам и ремонту путепровода на Стрелке, по которому ходит трамвай в течение 2х лет.
Поэтому здесь неудобства есть, следует принести извинения. И задача непосредственно мэра Саратова и министра транспорта и дорожного хозяйства максимально снизить эти неудобства путем регулирования маршрутов движения дублирующего транспорта, количеством этого дуб транспорта и периодами его движения для того, чтобы горожане минимально испытывали неудобства.
- По вашему решению с 1 ноября на всех специальных маршрутах, которые дублируют трамвайные будет специальная цена 10 рублей. Почему это решение было принято, с чем это связано и как оно принималось?
-Такая практика на самом деле реализуется во многих субъектах, когда замещают маршруты и люди испытывают определенные неудобства, я считаю, что городская и областная власть должны взять часть затрат на себя, чтобы хоть как-то минимизировать эти неудобства. Теперь с 1 ноября мы приняли такое решение, мы будем субсидировать перевозчика, который победит на аукционе и будет осуществлять перевозу по дуб маршрутам по трамвайным маршрутам, который на сегодняшний момент закрыты. Субсидировать его из расчета того, что человек, который будет ездить на этом общественном транспорте, будет платить самый минимальный тариф в Саратовской области – это 10 рублей за проезд.
- А планируется такая мера во время закрытия маршрута №3?
- Однозначно. Мы приняли для себя такое решение, что такая мера будет принята по всем дублирующим маршрутам.
- Вообще, что людям ждать от скоростного трамвая, будут ли это действительно качественные изменения, во всей сетке или это просто замена полотна?
- Многие города потеряли электротранспорт, в частности, трамваи. Мы себе такого позволить не можем, горожане активно пользуются видом этого общественного транспорта. Меняется полностью вся инфраструктура трамвайного движения, меняются столбы, рельсы, шпалы, меняется благоустройство рядом с этим дорожным полотном, меняются контактная сеть, трансформаторные подстанции.
Рельсы будут бесшовные. Что это такое? Это удобство при передвижении пассажиров, это самое главное удобство для людей, которые проживают рядом с трамвайными линиями, потому что соответствующего грохота при переезде с одной рельсы на другую уже в своих жилых помещениях они слышать не будут. И меняется скоростной режим движения трамвая, потому что мы подразумеваем, что скорость будет увеличена практически в 2 раза. Поэтому добраться куда-то из дома до центра либо какой-то остановки будет гораздо быстрее. Плюс к этому всему, следует сказать, что очень много звучит вопросов, связанных с подвижным составом. Подвижной состав мы тоже намерены заменить и на сегодняшний момент правительством РФ уже выделена часть средств, это напомню, 700 млн рублей. Сейчас проводятся аукционы, это 6 единиц подвижного состава, новых трамваев. Плюс к этому всему в рамках программы РФ в 24 году Саратовская область дополнительно зашла на программу лизинговую в отношении приобретения еще 5 единиц подвижного состава. Поэтому задача параллельно с этим изменить подвижной состав. У нас он на сегодняшний момент имеет средний возраст практически 35 лет, соответственно износ порядка 100 %. По четырем маршрутам, которые мы сейчас реконструируем, нам необходимо порядка 70 единиц подвижного состава. Задача стоит подвижной состав поменять, здесь много возникает вопросов, сразу хочу сказать, мы к этому идем и будем это делать.
Во-первых, их нужно изготовить, во-вторых, нужны колоссальные денежные средства, но задача такая ставится. Плюс к этому всему, для автомобилистов тоже будут достаточно серьезные изменения, связанные с тем, что перекрестки, которые пересекают трамвайные пути автомобильные дороги планируется выполнять в монолитном исполнении, что, собственно говоря, позволит избежать прыжков автомобилистов, ездящим на автомобилях. У нас сейчас таких примеров огромное количество, когда движение замедляется для того, чтобы переехать рельсы. Поэтому в целом все эти направления мы планируем реализовать.
- А что по срокам. Вот на счет 3-го маршрута вы заявили, что его реконструкция начнется не рань апреля. Расскажите о сроках подробнее, что касается первого этапа и 3-го маршрута.
-Как я уже сказал, в целом проект рассчитан в рамках производства работ в четырехгодичном исполнении. Для того, чтобы максимально минимизировать неудобства горожан принято решение ускорять эти процессы, сразу скажу, что не в ущерб качеству, потому что основной задачей является качественно выполненная работа, потому что работы стоят достаточно дорого, мы к этому долго очень шли, но в целом планируется и мы считаем, что есть такая возможность, в рамках годового исполнения выполнить реконструкцию двух маршрутов, это маршрут номер 8 и 9, которые идут в Заводской район. И в рамках двухгодового цикла выполнить реконструкцию маршрутов номер 6 и 3. Объясню почему, там затруднено, может быть, и по срокам больше. Там в маршруте номер 3 существует такой раздел как мероприятия по реконструкции мостового перехода на Стрелке., по которому на сегодняшний момент и в дальнейшем будет ходить новый скоростной трамвай. Поэтому там цикл работ он достаточно объемный и задача на сегодняшний момент такая: максимальное ускорение работ, но еще раз подчеркну, не в ущерб качеству, это основное требование, которое выдвигается подрядчику.
- У вас достаточно жесткая, я бы даже сказала, требовательная позиция к должностным лицам, которые имеют отношение к этому проекту, почему?
- Как я уже сказал, это проект, наверное, по крайней мере на моей памяти, который затрагивает такое количество людей. Потому что не секрет, что трамваем пользовалось очень много людей. И сейчас те неудобства, которые люди вынуждены испытывать, их нужно максимально минимизировать. Поэтому здесь должна быть четко выстроена работа, определены сроки, определены по всем видам работ подрядчики, цикл производства работ и самое главное еще раз подчеркну, должны быть выстроены работы, которые затрагивают сейчас работу дуб маршрутов для того, чтобы люди минимально испытывали неудобства. Поэтому требования жесткие они будут такими.
-Должностные лица продолжают находиться на связи с жителями региона, с пользователями электротранспорта и будут откликаться на их замечания, пожелания, предложения?
-У них нет выбора. Поэтому будут однозначно и я постоянно мониторю все эти вопросы, потому что для нас это сейчас самое важное.