Раньше уборка класса после уроков была привычным делом. В последние годы от этой практики отказались. И вот в Саратове заговорили о возвращении общественно-полезного труда в школы. Что это даст и как должно выглядеть?
Весело, но невозможно
На совещании с директорами школ, заведущими детсадами, родителями директор одной из школ Аткарского района выступила от имени коллег, предложив вернуть общественно-полезный труд. Она отметила, что в генеральной уборке школы учениками нет ничего страшного.
Собственно, даже те, кому сейчас 30 лет, отлично помнят, как убирался класс после уроков.
«Из учеников формировались группы по три-четыре человека, мальчики носили ведра с водой, - вспоминает 32-летняя Ольга Комарова из Балашова. - Однако в старших классах мы отказались от этой идеи: во-первых, из-за большой учебной нагрузки, а во-вторых, не все добросовестно к этому относились. И тогда наша классная руководительница подошла к техничке и договорилась, чтобы она убирала, а мы на это скидывались. Все проблемы закончились. Нашему примеру последовали другие классы».
Современные родители в соцсетях в большинстве случаев резко высказались против общественно-полезного труда: нечего развивать бесплатную рабсилу.
Председатель Совета отцов при Уполномоченном по правам ребенка в Саратовской области Валерий Баглай не зафиксировал жалоб со стороны родителей на чрезмерное привлечение школьников к труду. По его мнению, детей нужно готовить ко взрослой жизни, начиная со школьной скамьи.
«Не знают, с какой стороны надо держать молоток и как им пользоваться, - отмечает общественник. - Труд облагораживает, дети работают сообща, это весело, сближает класс, но в наше время генеральная уборка невозможна: Роспотребнадзор ужесточил требования к мытью полов, особенно в пандемию, их моют определенным химическим составом. Раньше окна и полы мыли простой водой».
Хромает оснащение
Хотя бы отчасти подготовить ребенка к самостоятельной жизни и привить полезные навыки помогают уроки технологии. Но тут есть определенный нюанс: не во всех школах области сохранились оборудованные кабинеты для мальчиков и девочек, где одни могут строгать и пилить, а другие - шить и готовить.
«Эффективность уроков технологии во многом зависит от технического оснащения классов, - считает учительница Марина Петрова. - Не все образовательные учреждения закупают новое оборудование! Вот в этом направлении нужно работать».
По мнению педагога, труд должен быть разнообразным и иметь практическую направленность, чтобы дети умели подметать полы, сажать цветы и деревья, пришивать пуговицы, гладить, а не бестолково из раза в раз выполнять одну и ту же операцию.
«Что касается уборки, покраски, то сейчас это называется волонтерской работой, - продолжила Марина. - На первом родительском собрании родители подписывают специальную форму, что ребенка можно привлекать к посильному труду. На деле они моют доску, немного прибирают класс после окончания четверти. Что касается летней отработки, то родители также дают свое письменное согласие. Как было раньше, дети сейчас не работают. Грязные, замученные дети не есть цель образования».