Выбор профессии - один из самых важных и трудных в жизни. И очень важно не ошибиться в нем. Для этого в области действует проект по ранней профориентации учащихся, который включает в себя знакомство с миром профессий, общение с опытным наставником и индивидуальный учебный план.
С августа по ноябрь
В феврале 2018 года Президентом Владимиром Путиным был инициирован проект ранней профориентации «Билет в будущее», вошедший в федеральный проект «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование». Оператором проекта стал Союз «Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия)» при поддержке Минпросвещения России.
В проекте ранней профориентации могут принять участие школьники 6-11-х классов. «Билет в будущее» проводится в области уже в третий раз. Он включает в себя три этапа.
На первом этапе участники проходят комплексную профориентационную онлайн-диагностику, включающую серию игровых интерактивных тестовых заданий. На втором этапе выбирают очные профориентационные мероприятия, на которых знакомятся с миром профессий, отрабатывают полученные знания на практике и общаются с опытными наставниками. Результаты онлайн-тестирования, информация о прохождении профессиональных проб и обратная связь с наставниками фиксируются в личных кабинетах участников, формируя цифровое портфолио. На основе этих данных на третьем этапе проекта каждый учащийся получает рекомендации по построению индивидуального учебного плана в соответствии с выбранными профессиональными компетенциями.
«Планируется, что в различных мероприятиях проекта «Билет в будущее» примут участие около 16 тысяч обучающихся из более чем 250 школ области, - рассказала заместитель министра образования области Людмила Григорьева. - В этом году у проекта несколько новшеств: это, например, открытие личного кабинета для родителей участников проекта. А сами школьники смогут присоединиться к проекту на любом этапе с августа по ноябрь. Для этого достаточно пройти один тест для участия в профпробах, которые будут проведены по 28 компетенциям Ворлдскиллс на 12 площадках колледжей и центров молодежного инновационного творчества области».
Для учащихся 6-11-х классов
О том, как осуществляется проект «Билет в будущее», рассказала его региональный координатор Варвара Степанова: «Любой ребенок 6-11-х классов может зарегистрироваться на платформе и создать личный кабинет. В этом году впервые имеется возможность пройти диагностику, тест в игровой форме, не только с компьютера, но и с телефона. Тест позволяет понять, на какую профессиональную деятельность школьник мотивирован.
После диагностики состоится встреча с наставником. В области около 60 учителей и преподавателей прошли обучение по мировым стандартам Ворлдскиллс. Группы ребят, выбравших одно направление, составляют не более четырех человек. Они могут познакомиться с азами 30 профессий.
«Группа формируется в зависимости от личного расписания, - отмечает Варвара Владимировна. - После работы с наставником школьникам даются еще более глубокие знания по профориентационному обучению, разрабатывается индивидуальная траектория развития».
В прошлом году в проекте приняли участие около 16 тысяч школьников из различных городов и районов области. Организаторы полагают, что в этом году участников будет не меньше.
Если школьник участвовал в прошлом году, ничто не мешает поучаствовать ему и в этом, в том числе в чемпионате Ворлдскиллс.
Ценно то, что можно пройти несколько профориентационных проб.
От юриста к IT-специалисту
Порой школьник, получив возможность попробовать себя в другой сфере, пересматривает свой выбор.
«У нас один юноша заявлял, что хочет быть юристом, - продолжила Варвара Степанова. - На профпробах попробовал прототипирование. Это создание 3D-моделей на 3D-принтерах. И он задумался о том, чтобы выбрать сферу IT. Сказал, что хочет попробовать себя в этом, а не в юриспруденции».
IT-отрасль интересует многих школьников. А именно разработка компьютерных игр, мобильных приложений, также востребована разработка виртуальной и дополненной реальности.
«Задача проекта - дать понять на перспективу, что будет востребовано на рынке труда через несколько лет, - считает региональный координатор. - Дети должны понимать, к чему стремиться и, исходя из этого, на какие предметы следует делать упор».
Из рабочих специальностей школьники выбирают электромонтаж, ремонт автомобильного транспорта, интересует работа парикмахера.
«Обсуждаем компетенцию предпринимательства: как открыть своё дело. Наставники подсказывают, как это сделать», - подытоживает Варвара Степанова.
Дарья Тюрина попробовала себя в компетенции «Разработка виртуальной и дополненной реальности».
«Нас учили создавать программы, делать 3D-модели, месяц готовились, а потом был региональный чемпионат «Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия)», - рассказала Дарья. - По его итогам мне вручили диплом, медаль, подарок. Это вдохновило меня подать документы в колледж по этой специальности. Думаю, школьникам будет полезна ранняя профориентация. И преподаватели очень хорошо и доступно объясняют».