До начала нового учебного года остается чуть больше недели. Саратовские вузы уже подготовили приказы о зачислении абитуриентов, успешно прошедших вступительные испытания, не только на бюджетные места, но и на коммерческие.
Отличаются ли нынешние студенты от учащихся прошлых лет, оправдал ли себя переход на систему ЕГЭ, позволяет ли двухуровневая система образования повысить качество подготовки студентов, рассказал Игорь Плеве, ректор Саратовского государственного технического университета.
- Зачисление в вуз вот уже четыре года идет по результатам Единого государственного экзамена. Как вы относитесь к тестированию? Позволяет ли подобная форма экзамена отобрать в вузы действительно сильных учащихся?
- У системы ЕГЭ, как у любой другой, есть свои плюсы и минусы. Однако очевидно, что она требует совершенствования. Сейчас школы приспособились работать по-новому: они готовят старшеклассников к сдаче тестирования. В итоге аттестационные экзамены школьники сдают успешно. В целом, если судить по результатам ЕГЭ, к нам поступают выпускники с высокими баллами. Другое дело, что с переходом на тестирование вузовским преподавателям значительно прибавилось работы. Да, студенты хорошо знают систему тестирования, но, к сожалению, сегодняшние студенты разучились логически мыслить. А ведь в математике умение размышлять, рассуждать не менее важно, чем в гуманитарных дисциплинах.
Не хватает технарей
- Несмотря на то, что кадровые службы в один голос заявляют о том, что в стране не хватает выпускников технических специальностей, абитуриенты по-прежнему штурмуют экономические отделения. Даже в СТГУ конкурс на факультете экономики и менеджмента один из самых высоких. С чем это связано?
- Прежде всего, выбирая специальность, абитуриенты следуют старой моде. Действительно, разговоры о переизбытке экономистов и юристов не утихают, но конкурс на эти специальности исчисляется десятками человек на место. Ситуацию не исправить, пока не изменится психология родителей школьников. Большинство до сих пор уверены, что с экономической или юридической профессией чадо на кусок хлеба себе заработает.
Не способствует поднятию престижности технических профессий и уровень заработных плат. Да, специалисты востребованы - ни один наш выпускник не числится на бирже труда. Но проблема в том, что наша экономика не может предложить выпускникам инженерных специальностей достойную заработную плату.
Наконец, школы не заинтересованы развивать естественно-научное направление. Так сложилось, что в школах не стимулируют учеников сдавать большее количество ЕГЭ. Объясняется это просто: работа учителя, директора школы, управления образования оценивается по результатам итогового тестирования. Чем выше баллы, тем выше оценка работы. Обществознание сдать легче, уверены учителя, а физика портит статистику. А то, что ограниченное число экзаменов сужает возможности выпускников, школу не волнует. Обществознание - необходимый предмет для поступления на гуманитарные, экономические специальности. Но число бюджетных мест по этим направлениям подготовки с каждым годом сокращается. Родители вынуждены оплачивать учебу на коммерческом отделении. Если бы у школьника были результаты по другим предметам (будь то физика, химия, биология), он мог бы пойти в вуз на естественно-научное направление.
- В этом году в вузах значительно выросла стоимость обучения по техническим специальностям (до 112 тысяч). Отразилось ли это на количестве желающих обучаться на платной основе?
- Конечно, отразилось: мы потеряли около трети студентов очной формы обучения. И это относительно других вузов - незначительная потеря. 112 тысяч рублей в год за учебу - для многих жителей Саратовской области неподъемная сумма. Если у вуза есть возможность подготовить квалифицированных специалистов за 60 тысяч рублей, почему мы обязаны брать со студентов 112? Но закон есть закон. Я убежден, что авторы идеи - руководители столичных вузов. Они так же, как и региональные учебные заведения, сталкиваются с дефицитом студентов. И повышение стоимости в провинциальных вузах позволит удержать столичных выпускников.
Оправдан курс на Болонь?
- Все вузы перешли на двухуровневую систему подготовки - магистр, бакалавр. На ваш взгляд, новая форма образования позволяет повысить качество подготовки студентов?
- Оценить в полной мере, как отразилось на подготовке студентов присоединение к Болонскому процессу, можно будет лишь через несколько лет, когда бакалавры и магистры устроятся на работу. Но я уверен, что знания, которые получат бакалавры, не будут слабее тех, что уже получили специалисты. Посмотрите учебные программы, по которым учились студенты-специалисты. На первом курсе преподают те дисциплины, общие предметы, которые к будущей профессии прямого отношения не имеют. Кроме того, в системе специалитета значительное место отводится написанию дипломных проектов, на это уходил весь второй семестр пятого курса. Что касается магистратуры, то туда пойдут те ребята, которые хотят быть более востребованными на рынке труда, и те, кто хочет связать свою жизнь с наукой. Магистратура - хорошая платформа для подготовки в аспирантуру. Магистерская работа может стать частью научной диссертации.
- Сегодня все чаще говорят о том, что количество вузов в стране избыточно. А как считаете вы?
- Разделяю эту позицию. Сейчас много вузов и филиалов вузов, которые не располагают необходимой материально-технической базой, не имеют преподавателей с кандидатской спепенью. Целесообразно ли называться высшим учебным заведением, если в студенты зачисляют школьников, набравших по ЕГЭ 100-130 баллов?
Досье
Игорь Плеве родился 14 июня 1958 года в городе Прокопьевске Кемеровской области. Окончил исторический факультет СГУ. Защитил кандидатскую диссертацию. В 1998 г. защитил докторскую диссертацию. В марте 1999 г. присвоена ученая степень доктора исторических наук, с марта 2000 г. - профессор. В 1999 г. был назначен директором Педагогического института СГУ, где работал по апрель 2005 г. В 2005-2008 гг. - министр образования Саратовской области. В настоящее время ректор СГУ.