Примерное время чтения: 10 минут
183

Бехер: Истинная демократия не может строиться без свободного волеизъявления

Саратов, 5 сентября - АиФ-Саратов.

Кандидат юридических наук, и. о. зав. кафедрой публичного права Саратовского социально-экономического института (филиала) РЭУ им. Г.В. Плеханова Вероника Бехер рассказала, что государство, вставая на путь демократического развития, должно четко осознавать необходимость обязательного участия граждан во многих политических процессах, также она подчеркнула, что истинная демократия не может строиться без свободного, масштабного, сознательного волеизъявления гражданского общества.

«Механизмы такого участия в разных сферах функционирования государства и в разные периоды времени являются различными.

Если роль гражданского общества в таких областях государственного управления, как избирательный процесс, создание общественных организаций, делегирование функций государства и т. д., в большей степени сформирована, то сектор общественных финансов находится в настоящее время в стадии становления.

Работа по активизации участия рядового гражданина в финансовых процессах в нашем государстве началась с запуска в 2006 году крупномасштабного проекта «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в РФ», разработанного на базе Министерства финансов РФ. К моменту начала проекта вовлечение граждан в финансовую сферу было на уровне 5–7 % от общего количества населения, качество и объем знаний в этой области составляли 3–4 %, в то время как проценты нарушений и так называемого «неосознанного» финансового поведения приближались к отметке в 50–60 %. Через изучение и популяризацию основных финансовых инструментов на сегодняшний день наблюдается положительная тенденция в эффективной реализации гражданами своих прав как потребителей финансовых услуг. Таким образом, систематические, ориентированные на практическое применение финансовые знания несут особую ценность для современного человека.

Составной частью системы знаний в рамках финансовой грамотности является повышение бюджетной грамотности. Регулирование бюджетных правоотношений – весьма сложный, динамичный и глубокий механизм, который сильно зависим от экономико-политических изменений. Далеко не все вопросы, касающиеся бюджета, понятны и доступны даже подготовленным группам граждан, что говорит о необходимости работы в области повышения бюджетной грамотности в гражданском обществе.

На основе опроса, проведенного Аналитическим центром НАФИ (Национальное агентство финансовых исследований) еще в 2015 году, можно констатировать следующее – только каждый десятый россиянин считает, что он хорошо разбирается в налоговом перераспределении, в то время как 39 % имеют, по их мнению, низкий уровень налоговой грамотности. Интересуются формированием бюджета 69 %, безразличны к этим вопросам 33 %; недовольство современной бюджетной политикой высказывают 52 %, за активную гражданскую позицию при формировании бюджета высказались 49 % опрошенных. Одной из измерительных шкал при опросе был выбран уровень образования (начальное или незаконченное среднее, среднее, профессиональное среднее, среднее техническое, незаконченное высшее, высшее). Анализируемые данные показали, что вовлечение гражданского общества в бюджетные механизмы необходимо как в интересах населения, так и в интересах соблюдения принципа открытости и прозрачности бюджетного процесса.

Во исполнение задач, поставленных в Президентском Послании Федеральному Собранию о бюджетной политике в 2014–2016 годах, касающихся подготовки «Бюджета для граждан», все регионы РФ разработали различные информационные продукты, которые включают и должны включать в себя такие параметры, как полнота, достоверность и актуальность данных о доходах и расходах бюджета, раскрытие информации о бюджетных рисках, учет мнения граждан при формировании бюджета, доступная и понятная инфографика при разъяснении специальных бюджетных терминов, меры, направленные на социально незащищенные слои населения, этапы реализации проектов в регионе.

Многие регионы используют в этой работе свои новации: это статистические сопоставления с другими регионами (практика Астраханской, Белгородской, Орловской областей), представление процесса реализации социально значимых проектов на географических картах региона (практика Брянской области), классификация и ранжирование информации с учетом групп населения (практика Нижегородской, Архангельской, Иркутской областей), применение разнообразных анимационных средств: фильмы, мультфильмы, короткометражные ролики (практика Костромской, Оренбургской, Новгородской областей), использование социальных сетей (Приморский край).

Несмотря на авангардный подход в разработках «Бюджета для граждан», информативность большинства интернет-площадок для обычного потребителя является недоступной для полного и цельного понимания бюджетных процессов, документов.

Указанная проблема складывается из нескольких аспектов.

1. Правильность выбора целевой аудитории. Более 60 % подобных сайтов по регионам и МСУ рассчитаны на всех заинтересованных субъектов без какой-либо градации, а следовательно, без учета их подготовки, интереса, степени общественной активности (низкая активность – бюджетная информация не интересна, средняя активность – бюджетная информация нужна для адресного потребления, для решения какой-либо конкретной задачи/вопроса, активные граждане – желающие участвовать в политических процессах), профессиональной занятости и рода деятельности, дохода, гражданства (особенно остро стоит вопрос о значении миграции в России в секторе бюджетной грамотности), технической грамотности и т. д.

Отсюда различные цели в получаемой информации, разное ее восприятие. Так, в исследовании О.В. Сизовой даны особенности и потенциальные запросы возможных пользователей информации о бюджете по отношению к политическим деятелям, органам государственной власти, ОМСУ, государственным и муниципальным служащим, исследователям, учащимся, экспертному сообществу, различным социальным группам (молодежь, спортсмены, дети и родители, пенсионеры, инвалиды), иностранным гражданам, международным организациям, государственным и муниципальным учреждениям и предприятиям, негосударственным некоммерческим/коммерческим организациям, гражданам с активной гражданской позицией. Если проанализировать сайты регионов, то можно увидеть определенное «клиентское» акцентирование либо только на социальных группах, либо на экспертном сообществе, либо на государственном и муниципальном секторе. Возможны к применению и иные классификации, их необходимость трудно переоценить. Следовательно, при ориентации на потребителя важен компетентностный подход в целях понятности и удобности бюджетной информации для дальнейшего использования.

2. Структура подачи информации о бюджетных данных. И здесь следует четко разграничивать порталы (проекты) «Бюджет для граждан», «Открытый бюджет», «Бюджет для бизнеса», «Понятный бюджет», «Гражданский бюджет», их функциональное назначение и наполненность. Если площадка «Открытого бюджета» предназначена для большого круга заинтересованных лиц, включая ученых, экспертов, представителей органов власти и т. д. и направлена на анализ бюджетной системы, бюджетной политики, бюджетного процесса, важна для рейтинга Open Budget Index со своими критериями международной оценки, то «Бюджет для граждан» и подобные проекты – это «информация о проекте бюджета (утвержденном бюджете), внесении изменений в него или годовом отчете об исполнении бюджета, характеризующая его основные положения в понятной для граждан форме», его назначение заключается во взаимодействии личного интереса и интереса общественного.

Так, в Методических рекомендациях по представлению бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов и отчетов об их исполнении в доступной для граждан форме в бюджет для граждан рекомендовано включать: глоссарий основных бюджетных терминов, характеристику субъекта/муниципалитета и его основные параметры социально-экономического развития, задачи и направления бюджетной политики, характеристику бюджета (вводная часть, доходы, расходы, дефицит/профицит и источники финансирования первого, межбюджетные трансферты), структура долга. Отдельно выделяют информацию о прогнозируемых поступлениях в бюджет, о структуре налоговых и неналоговых доходов. Особо следует отметить роль статистических сопоставлений с другими субъектами РФ по линии доходов и расходов, информации по расходам в секторах экономики, социальной сферы, места публично-правового образования в рейтинге управления региональными финансами.

Структура всех площадок субъектов и муниципалитетов отличается друг от друга в зависимости от выбранной разработчиками финансовой «идеологии».

Ряд субъектов делает акцент на место и роль рядового гражданина в бюджетном процессе, и такой вариант эффективнее работает с позиции участия населения в бюджетной деятельности. Здесь показателен опыт Пермского края, где портал «Понятный бюджет» включает в себя модули «Местные бюджеты», «Сравнение регионов», «Государственный долг», «Опросы граждан», «Объекты капитального строительства», используется формат «Бюджет на 1 человека». В данной модификации интерес формируется активнее, и имеется большая вероятность доступности информации.

Отдельные субъекты красной линией выбирают открытость расходования бюджетных средств, усиливают контрольные функции в программе, предоставляют возможность для обратной связи, комментариев к проектам, проведения опросов, обсуждений, онлайн-форумов, обмена мнениями. В Ленинградской области используются разделы «Предложите идею», «Выберите 3 приоритетных направления расходования средств бюджета», где пользователь предлагает направление расходования бюджетных средств, указывает объекты, которые в первую очередь должны быть проработаны.

Во многих регионах запускаются краудсорсинг (краудфандинг)-проекты – проекты, для реализации которых привлекается неопределенный круг участников для обмена идеями, участия финансовыми средствами, умениями, знаниями. Правительство Москвы использует технологический процесс открытой современной площадки, который построен на полном цикле работы с идеями москвичей «Идея ð Экспертный отбор ð Обсуждение ð Голосование ð Реализация» – что позволяет решать самые сложные задачи совместно. Отличительной особенностью такого подхода является то, что участники все же должны обладать определенными знаниями в области бюджета на среднем и выше среднего уровне.

Четвертая группа проектов в основу закладывает непосредственно обучение граждан в целях их продуктивного вовлечения. Все бюджетные показатели представляются в интерактивных формах: квестах, онлайн-играх, калькуляторах, обучающих программах, тренингах.

Вместе с тем на основе анализа данных опроса граждан, проводимого Всероссийским центром изучения общественного мнения (ВЦИОМ), для 54 % опрошенных открытые бюджетные данные не имеют практического значения, поскольку: а) не привязаны к конкретным объектам, не указывается диапазон сроков работ, и есть ли результаты по выполненным работам; б) не определено, какова степень участия граждан и учитывается (учитывалось) ли их мнение, могли ли они и как повлиять на муниципальные решения.

Интересным является пример, приведенный в научной работе А.С. Чулковым. В ходе опроса в одном из субъектов РФ был задан вопрос: какая доля бюджета расходуется на заработную плату чиновников? Средняя цифра полученных ответов – 46 %. В то время как реально расходы бюджета на государственное и муниципальное управление в регионе составили порядка 4,5 %.

Это показывает, что граждан интересуют не только цифры и иные показатели бюджета, но и сами бюджетные механизмы, процедуры. На уровень доступности информации влияет и интерес самого субъекта, и степень желания разобраться в представленных данных. Более того, гражданам необходимо предоставлять возможность проводить самостоятельную оценку критериев доступности, качества, понятности бюджетной информации и давать свои предложения по совершенствованию этого процесса.

Реализация программ по вопросам бюджетной грамотности запущена в более чем активном режиме и должна быть продолжена в целях дальнейшего повышения доверия к финансовой системе государства со стороны гражданского общества и понимания бюджетных процессов. Это работа приведет к результативному диалогу между населением и представителями власти, наглядно покажет потребности граждан, даст альтернативные варианты для решения многочисленных проблем при формировании, распределении и использовании денежных фондов», - сообщила Бехер.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах