В Саратове на фасадах многоэтажек появляются большие красочные изображения. Это называется «мурал» - произведение монументальной живописи. В облцентре уже есть «Лицо времени», «Цветы жизни», а скоро на улице Некрасова должна появиться «Школа будущего».
Мы пообщались с одним из авторов знаменитого мурала «Котъ Саратовскiй» Игорем Петровым и выяснили, каково создавать огромные граффити, почему у нас так любят котиков и есть ли перспективы у этого вида искусства.
Кошачий зрачок за моноклем
Александр Тиховод, АиФ-Саратов: - Небезызвестный Луис Уэйн снял бы перед вами шляпу. У мастера, запечатлевшего кошек в необычных вариациях, и то нет такого грандиозного изображения, какое украсило жилой дом в Саратове на улице Вольской.
Игорь Петров: - Общее между нами - любовь к кошкам. Правда, работаю в иной манере, чем Уэйн. Он готовил иллюстрации для журналов, а я рисую маркером. Являюсь выпускником скульптурного отделения, но занимаюсь в основном графикой. Картины не штампую на потоке. Могу полгода рисовать на холсте в стиле dotwork, нанося точку за точкой. Процесс доставляет истинное наслаждение. В этом вся моя жизнь.
- Как возник замысел с котом?
- Котики - существа антропоморфные: силой искусства им придают черты характера людей и добавляют мистические значения. У моих друзей живет степенный черный мейн-кун. На портрете, по просьбе хозяйки кота, я изобразил этого питомца во фраке с манишкой, в лапах он держит старинный фотоаппарат. Для выставки по теме Пушкина написал полотно с аллегорией: ученый кот, что ходит по цепи кругом, прикоснулся ко лбу поэта волшебной палочкой и наделил его божественным талантом. Из числа предложенных на ежегодном фестивале тем я выбрал культурное наследие Саратова. В ходе конкурса рассматривались, вероятно, тысячи эскизов. Победил мой персонаж в цилиндре с моноклем, по задумке олицетворяющий то позитивное, что привнесли купцы-меценаты, когда Саратов был третьим городом империи, крупнейшим центром на Волге. Одновременно кот и герой народных сказок, и Кот Бегемот из «Мастера и Маргариты» Михаила Булгакова, который несколько лет прожил в Саратове.
- Уже четвертый сезон подряд в Приволжском федеральном округе выполняется отбор лучших работ в стиле стрит-арта на фестиваль «ФормART». Что еще вы могли бы предложить на рассмотрение жюри?
- Так-то достаточно идей, но конкурс для художников не старше тридцати пяти. Поэтому в списках прошлогодних лауреатов фестиваля «ФормART» молодой человек из Пензы Владимир Куц, официальный автор «Саратовского кота». Я благодарен ему за совместную работу.
Признание с неба не падает
- В чем, на ваш взгляд, заключается посыл фестиваля?
- На местном уровне он проходит под эгидой минспорта и молодежной политики с целью обогатить городской пейзаж художественными элементами. Все началось в 2020-м: мой коллега Юрий Быков создал мурал в честь медиков, спасавших жизни в коронавирусную пандемию. Работа заняла второе место на конкурсе. Эстафету подхватили Владимир Куц и Олег Зябкин. Так появилась роспись по теме цифровизации «Лицо времени» с технологией дополненной реальности. Футуристическая картина: во всю стену высотки раздвоенный лик с инопланетными чертами, сполохи голубого огня, коды компьютерной программы. Многие горожане благосклонно восприняли такого рода начинание. Мне по душе город, похожий на выставочную площадку. Стрит-арт - явление культуры, которое набирает силу, кто бы что ни говорил. Создается фон, скрывающий недостатки панорамы «районы, кварталы, жилые массивы…». Хотя, разумеется, важно чувство меры и стиля. «Арабеска» Куца и Зябкина стала приятным открытием, например, для приезжих любителей побродить по Саратову.
- Судя по всему, тематика этого федерального фестиваля каждый год меняется. А путь к успеху один - оригинальная концепция рисунка.
- Интерактивное голосование выводило нас в безоговорочные лидеры среди участников в 14 регионах. Заместитель полпреда президента страны в ПФО, глава оргкомитета, за кота присудил нам приз зрительских симпатий. Также мои рисунки экспонировались на выставке «Актуальная Россия» в 2018 и 2019 годах. Вышло так, что эскиз с котом, опубликованный в сети, заподозрили в плагиате. Он «выплыл» на аватарке у пользователя «ВКонтакте». Доказать авторство картинки, послужившей прообразом кота-купца, в этом случае оказалось несложно. Я предоставил в распоряжение жюри фотографию конкурсной работы на холсте, и все сомнения отпали. Вообще, художнику порой оказывается очень трудно воспользоваться плодами собственного труда. Несколько лет назад китайцы в коммерческих целях выставили мой рисунок на крупной виртуальной торговой площадке. Его до сих пор можно обнаружить на разных зарубежных сайтах. Мне от этого ничего не перепало, а мог бы разбогатеть.
- От пиратских действий никто не застрахован. Но вернемся к вашему муралу. Каков, положим, его исторический смысл?
- Перед тем как приступить к работе, мы выяснили особенности моды ушедшей эпохи, деталей одежды, в которой предстал кот. Не один десяток снимков просмотрели, и в том числе фотографии домов в стиле ар-нуво в первозданном виде, сохранившихся до наших дней на проспекте Столыпина. Меценатов, на чьи средства возводились уникальные здания, давно нет на свете, зато остались артефакты. Так мы задались целью посредством настенного изображения по типу старой открытки перебросить некий мостик из прошлого в будущее. Архитектор по профессии, Владимир Куц помог мне в широком смысле слова. А краски, тогда использованной нами, нанесенной в два слоя, в принципе хватает если не на века, то на десятилетия.
Два дня под дождём
- Какой по счету этот совместный проект у вас с Владимиром?
- Первый. Сначала намечалось выполнить рисунок в районе ресторана «Конек» на Радищева. Там стал помехой план управляющей компании утеплить стену к наступлению холодов. Дом на Вольской полностью устроил - не мешали кондиционеры, вентиляционные ходы. Понятно, пришлось побегать по инстанциям, а чтобы заручиться согласием жильцов, обошли каждую квартиру. Как это ни странно, одна пожилая женщина оставалась не в курсе событий. «Кто разрешил?!» - воскликнула она при виде нашего «художества». И грозила все замазать, не желая верить, что действуем официально.
- Долго работали на стене?
- Два дня. Хотели использовать несколько цветов, снабдив мурал шрифтом газеты «Ведомости» начала прошлого века. Пришлось укладываться в сжатый срок под мелким дождем и принимая во внимание, что в сентябре начинает рано темнеть. Вечером обозначили контуры с помощью короткофокусного проектора, установленного на тротуаре и воспроизводившего в своих лучах цифровой эскиз с многократным увеличением. На другой день нам выдали страховочные приспособления, очки, респираторы. Забрались в люльку подъемника и, не боясь высоты, слаженно тут и там прошлись баллонами с краской. Вышка раскачивалась на ветру, но работали в темпе. Столпившиеся зеваки подбадривали, снимали на смартфоны.
- Представляю, какое счастье вы испытали, доведя дело до конца.
- Еще не совсем до конца. Выигрышный типаж дородного кота получит новые воплощения. Мечтаю увековечить его в бронзовой скульптуре. Кот на стене дома - один из пазлов чудесного мира вокруг нас. Обновление же облика города - непрерывный процесс, и мало-помалу он будет совершаться не только по случаю какого-либо фестиваля.