Одни называют граффити изобразительным искусством, другие - увлечением хулиганов, не считающихся с общественным мнением... Для Олега Зябкина граффити - целая философия, образ жизни. «Но значит ли это, что горожане изменили свое отношение к уличным рисункам?» - спрашиваю у граффитчика со стажем. «Не совсем, - отвечает он. - Во многом это зависит от культуры работы и, конечно, места, выбранного для нее».
Искусство или вандализм?
Олег увлекся граффити в 90-х годах, как сейчас принято говорить, минувшего столетия. «Захватило волной, прикатившей с Запада новые веяния типа брейк-данса, паркура, скейтборда...А поскольку рисовать любил с детства, - делится со мной собеседник, - решил попробовать себя в уличном искусстве. Но на тот момент, правда, граффити искусством не считали, что не удивительно, если учесть, что рисунки, сделанные на заборах, изначально использовались хулиганами для метки территорий». Не было в то время ни тематической литературы, ни телевизионных передач - то есть полная информационная блокада. Но был живой интерес и желание прикоснуться к новомодному увлечению западных сверстников. По возвращению из путешествия по Европе я утвердился в своей мысли окончательно, - продолжает рассказ Олег, - начал искать единомышленников...» К началу нового тысячелетия в Саратове таковых уже было немало - в городе начали организовывать конкурсы и фестивали. Уровень их, правда, был недостаточно высоким. «А сейчас? Что изменилось со временем?» - продолжая беседу, спрашиваю у граффитчика. «Не могу сказать, что общественное мнение к уличному творчеству поменялось кардинально, многие в отношении его настроены по-прежнему враждебно. Нет у нас и массовости в граффити, как, например, в Москве... Но появился интерес со стороны власти, что уже - большой плюс». С появлением заказов на оформление бетонных заборов город начал «менять настроение». «Разве плохо, что серость уступила место ярким краскам? - задается вопросом Олег. - Мы работали в городском и детском парках, на Новоастраханском шоссе, в Энгельсе и Красноармейском районе...»
Из улчного творчества - в художественное
Излюбленным стилем саратовских граффитчиков является фотореализм, редко они прибегают к «вайл стайлу» или «теггингу». Рисуют автомобильными красками и аэрозолем по заранее подготовленным эскизам. Наброски делают в блокнотах и альбомах, а затем переносят на стену. Те, кто уже имеет достаточно опыта, могут позволить себе работать без предварительной подготовки. «Но это сложно, - говорит граффитчик. - Нужно иметь и чувство цвета, и отменный глазомер, чтобы не ошибаться в пропорциях». «А так ли это важно?» - продолжаю тему. «Думаю, что да, - отвечает собеседник. - Граффити сегодняшнего дня - уже не метки территории, а вполне осмысленные тематические рисунки. Они служат окультуриванию местности и должны гармонично вписываться в нее». «И много ли мест для рисования в Саратове?» - «Да, причем не только бетонных плит, которые мы чаще всего используем под свои рисунки, но и исписанных матерщиной стен, которые хочется закрасить... Понятно, что она вызывает негодование прохожих и зачастую приписывается нам. Мы же, граффитчики, хотим видеть свой город красивым не меньше большинства горожан».
Из уличного творчества - в искусство
«Освоив стили и приемы уличного творчества, - подводит итог нашей беседе Олег Зябкин, - многие граффитчики «уходят» в искусство: поступают в художественное училище, где, понятно, осваивают новые «горизонты» художественного творчества. Думаю, неплохая перспектива, тем более, для тех, кто приходит в граффити 10-11-летним ребенком. Уличное искусство хорошо для молодежной субкультуры, но оно тоже имеет свои каноны и рамки, и с этим надо считаться».