В последние годы Саратов потерял немало объектов культурного наследия. Чтобы без помех любоваться оставшимися, поступило предложение проанализировать расположение рекламных конструкций и в случае несоответствия градостроительной политике убрать их. Что думают по этому поводу саратовцы?
Верным путём, товарищи
В соцсетях мэр Саратова Михаил Исаев озвучил, что рекламные конструкции в центре города, особенно в исторической части, «портят облик памятников архитектуры, закрывают красивые виды на уникальные объекты и являются визуальным мусором».
Подсчет рекламных сооружений показал следующее: в центре города находятся 224 рекламных сооружения, 40 из них не соответствуют градостроительной ситуации, 62 располагаются в зонах зданий-памятников, 54 вызывают визуальный диссонанс, шесть портят внешний облик сложившейся застройки.
«Лишь 68 рекламных конструкций находятся в так называемой зоне комфорта», - резюмирует градоначальник и обещает, что в ближайшее время будет разработана «дорожная карта» по наведению порядка в визуальной рекламной политике города.
«В историческом центре требования по билбордам нужно ужесточать, - согласились в Градозащитном совете. - Они нарушают обзор на улицах Рахова/Астраханской. Возле цирка «кричащий» щит висит. С такими явлениями нужно бороться. Первой, кстати, была Москва. Мы идем верным путем».
Бизнес не испытывает подобного энтузиазма.
«В ряде случаев форматы баннеров действительно нужно уменьшать, и это правильно, - отметил руководитель рекламного агентства Алексей Буско. - Также нехорошо, когда рядом с историческим зданием находится реклама, скажем, колбасы».
При этом руководитель агентства указывает, что неправильно давить на бизнес: если аукцион выигран, договор заключен, то его нужно соблюдать всем сторонам.
«Нужно оговаривать, какие конструкции и где можно размещать, а какие нельзя. Это должно быть понятно всем», - подытоживает Буско.
В охранной зоне
Правила у нас есть, но с ними тоже не все так однозначно. Официальный представитель Управления по охране объектов культурного наследия области Анна Севрюкова поясняет, что с 2015 года для объектов культурного наследия, входящих в реестр, начала разрабатываться охранная зона.
«Баннеры, рекламные щиты могли быть установлены в местах, которые впоследствии вошли в охранную зону, - пояснила специалист. - Соответственно, теперь нужно исполнять постановление, чтобы привести все в соответствие с законодательством. Визуальное восприятие культурных объектов не должно быть нарушено. Это же жемчужины!»
Охранная зона на каждый объект разрабатывается индивидуально. Как правило, ограничения касаются очень многих позиций, начиная с запрета на исторически сложившиеся линии застройки, частичную окраску фасадов и заканчивая размещением мусоросборников. Что касается рекламы, то запрещена установка баннеров, транспарантов, всех видов отдельно стоящих стационарных рекламных и информационных конструкций, кроме указателей расположения туристских ресурсов. Рекламные и информационные конструкции любых видов нельзя устанавливать на крышах зданий.
Любоваться архитектурными жемчужинами хорошо, особенно если учесть, что их становится все меньше, поскольку отношение к историческим зданиям на деле у нас сомнительное. В одном из прошлых номеров мы писали, что к реестровому объекту культурного наследия «Дом Блюм», расположенному на проспекте Кирова, собственник надстраивает третий этаж. И ничего, эксперты подобные работы одобрили.
Если будем сохранять культурное наследие такими темпами, от него мало что останется. И рекламные щиты будут виноваты меньше всего.