Последнее время информационные сообщения о работе железной дороги все больше напоминают сводки с фронта. Десятки жителей области, нашедших смерть под колесами тяжелых вагонов, аварии на путях, пойманные за воровство у своих же люди в оранжевых жилетах - все эти события бьют по авторитету крупнейшего монополиста. Только другого у пассажиров пока не имеется.
Работники "разули" вагоны
Наша безопасность напрямую зависит от людей в оранжевых жилетах. В августе этого года на 34-м километре ветки Саратов-Волгоград с рельсов сошли 23 вагона со щебнем. Пострадавших не было, но движение было перекрыто на 12 часов. Виновные нашлись сразу - строители подрядной организации нарушили правила работы с подвижным составом. Страшно представить, какими были бы последствия происшествия, если бы с рельсов сошел поезд с людьми или товарняк, груженый нефтепродуктами. В октябре очередная авария произошла на железнодорожной станции Сенная. По вине диспетчера на землю вылились восемнадцать тонн топлива. Другой работник, занимающийся ремонтными работами на железной дороге, вдруг покинул место несения службы. Скоро нашли его труп - он умер от переохлаждения. Говорят, виной всему стала выпитая рюмка.
Конечно, судить по таким примерам о всех людях, которые сегодня работают на железной дороге, не стоит. Однако и одна "паршивая овца" может больно ударить по авторитету целой компании. Чего стоит история с ворованными деталями. Сотрудник железной дороги, по версии следствия, на криминальном бизнесе успел "разуть" не один состав и сколотить состояние. С прибывших на ремонт вагонов он снимал нужные для продажи детали, оформлял документы об их пропаже в милицию и выписывал со склада недостающие запчасти. В результате нехитрых манипуляций работник "железки" получал на руки новые детали и быстренько сбывал их по договорной цене. Его руководство было уверено, что с перрона отбывают укомплектованные качественными деталями вагоны, но на деле - провожало в путь набор бэушных деталей на колесах.
- Это преступление стало возможным из-за бесхозяйственности железной дороги, - сказал корреспонденту еженедельника "АиФ - Саратов" работник прокуратуры Юрий Чайковский. - Ее сотрудники могли практически беспрепятственно, по производственной необходимости или же личной надобности, снимать с вагона нужные детали и вывозить их за территорию предприятия.
Под колесами смерти
По официальной информации, с начала года на железной дороге области произошли 54 несчастных случая, 26 из которых закончились гибелью людей. Получается, что каждый месяц на путях умирают три человека. Руководство Саратовского отделения железной дороги рапортует - за девять месяцев этого года все подразделения "освоили" чуть меньше 90 млн рублей на организационно-технические мероприятия по профилактике несчастных случаев, в опасных зонах установлена 1000 предупреждающих плакатов, еще столько же издано памяток, прочитано более 200 лекций. Но число покалечившихся и погибших не уменьшается. Люди гибнут по собственной неосторожности. Несчастья происходят в одних и тех же опасных зонах. Знают руководители железной дороги и портрет своей потенциальной жертвы - обычно перебегают перед поездом, переползают под стоящим составом, засыпают на путях или взбираются на крышу вагона, поближе к линии электропередачи пьяные люди или подростки.
Случаи, когда человек гибнет по роковому стечению обстоятельств и именно - по вине железной дороги, бывают реже. Число выигранных пострадавшими судебных дел - еще меньше. Семья Капустиных из Татищевского района, сумевшая отсудить у ПЖД более миллиона рублей, стала известной на всю область. Муж погибшей женщины доказал, что узкая платформа, с которой его жену сбил поезд, была оборудована не по правилам, а сам состав двигался быстрее, чем разрешено в инструкциях. Покалечиться можно не только находясь в опасной близости с составом. Два месяца назад проводница поезда Москва - Саратов занималась привычной работой в купе, проверяла документы у пассажиров, когда вдруг ей на голову с верхней полки упала тяжелая сумка. Проводница, кроме сотрясения головного мозга, "заработала" еще повреждение шейных позвонков, ушиб поясничного отдела позвоночника и нарушение функций органов таза. Оказаться на ее месте мог любой - в вагонах просто не предусмотрены безопасные места для крупногабаритных "убийственных" чемоданов, не бывает и специальных креплений, защищающих пассажиров от удара.