В последнее время в саратовских театрах разгораются один конфликт за другим. Недовольные актеры академдрамы устраивали митинг и похороны культуре на Театральной площади, а несколько месяцев спустя их коллеги из муниципального театра "Балаганчик" отказались играть спектакли, поскольку городской комитет по культуре решил превратить его в один из отделов филармонии. Неделю назад этому примеру последовали музыканты оркестра театра оперы и балета.
Оркестр без премии
Пойти на такой шаг артистов заставили нищенские зарплаты. Выпускник консерватории, устроившийся в театр, получает в месяц не более 2500 рублей. Масла в огонь подлила новость о том, что сотрудники филармонического оркестра будут получать из областного бюджета 100%-ную надбавку к жалованию. Такой чести они удостоились после выступления Мстислава Ростроповича. В середине мая маэстро дал в нашем городе единственный концерт. Виолончелист с мировой известностью дирижировал провинциальным оркестром и остался доволен работой саратовских музыкантов. Через неделю губернатор подписал постановление об увеличении их жалования. А чтобы не обидеть работников театра оперы и балета, их решили порадовать повышением зарплаты на 50%. Правда, оперных и балетных артистов лишили всех премий, в том числе и за двухнедельную работу без выходных на Собиновском фестивале. Некоторые утверждают: подобная "экономия" не случайна.
Двукратного повышения оклада не произошло из-за провального XIX Собиновского фестиваля. Московские критики не скупились на нелицеприятные отзывы о "мастерстве" артистов театра оперы и балета. Пение одной из солисток назвали "непрофессиональным, зычным голошением", а премьеру "Волшебной флейты" - "детским спектаклем, годным для утренника".
Забастовку отменили
Тем не менее "улучшение материального положения" оркестранты сочли за оскорбление и заявили: постановки театра станут идти без сопровождения оркестра. Их поддержали балетная труппа и Юрий Кочнев, художественный руководитель театра. В фойе появилось письмо худрука к Наталии Старшовой, зампреду областного правительства, в котором он грозится уволиться, так как "музыканты с большим творческим потенциалом оказались людьми второго сорта". Как стало известно корреспонденту "АиФ - Саратов" из неофициальных источников, 14 июня должна была состояться встреча Михаила Брызгалова, министра культуры, с худруком Юрием Кочневым и Ильей Кияненко, директором театра. Но глава ведомства так и не смог провести переговоры с администрацией театра - Илья Кияненко ушел на больничный, а Юрия Кочнева нет в Саратове. Между тем оркестранты своих намерений не выполнили и приходили на все репетиции, спектакли. Объяснить происходящее они отказываются.
- Финал этого конфликта был ясен с самого начала, - говорит Елена Кокушкина, художественный руководитель Театра русской комедии, согласившаяся прокомментировать ситуацию в театре оперы и балета. - Артисты зависимы от своего руководства и в законодательном плане никак не защищены. Отстоять права им мешают страх и разобщенность.