Укрепить веру. Священник Василий Куценко - о крещении и сомнениях человека

Купание в проруби - не главное

- Отец Василий, впереди Крещение Господне. Как стоит провести этот день православному человеку?

   
   

- Верующие люди обычно ходят в храм. Крещение - это один из 12 главных праздников, каждый из которых посвящён тому или иному событию из жизни Христа или Богородицы. Центром любого церковного праздника является литургия - общая молитва, во время которой мы молимся о том, чтобы Господь претворил хлеб и вино в Свои Тело и Кровь для причащения верующих. Литургия - воспоминание о Тайной Вечере, последней встречи Христа с учениками перед смертью на кресте. Перед своими страданиями Господь даёт в пищу ученикам Свои Тело и Кровь, показывая, что умирает за прощение людских грехов. С тех пор в христианской Церкви мы совершаем то же самое, что совершил Господь перед своей смертью и воскресением. Интересно, что именно в праздник Крещения Господня за литургией следует чин великого освящения воды. Эта традиция соблюдается в память крещения Иисуса Христа в реке Иордан. Участие в литургии, исповедь и причащение как раз и будут правильным проведением этого праздничного дня.

- А как вы относитесь к купанию в проруби?

- Отношение к крещенским купаниям всегда было неоднозначным. До революции Церковь не приветствовала эту традицию. Духовенство даже обращалось к верующим с предостережением, призывало быть более осторожными. Конечно, купаться в проруби не запрещалось, но настоятельно рекомендовалось не злоупотреблять этим, поскольку в январе сильны морозы и на льду всегда опасно. Но сегодня эта традиция снова получила широкое распространение, и очень многие купаются на Крещение. Для этого даже специально делают проруби на Волге и других водоёмах. Я отношусь к этому спокойно. Но для праздника Крещения купание в проруби - не главное, это делается человеком по желанию. Главное же - причащение, участие в литургии. А купаться или не купаться, каждый решает сам. Бывает, что человек на Крещение стремится окунуться в прорубь, однако при этом не посещает храм. Но ведь искупаться в водоёме можно и в любой другой день. Есть люди, которые занимаются этим круглый год.

Стать христианином

- Как вы думаете, нужно ли крестить детей или человек должен в сознательном возрасте прийти к этому сам?

- Одно время в Церкви велись споры о возможности крещения детей, высказывались разные точки зрения. И до сих пор многие протестанты выступают против этого и даже обвиняют Православную Церковь и католиков в том, что мы крестим детей, якобы поступая против Священного Писания. Но нет фактов в подтверждение того, что в какой-то период времени детей не крестили. Это довольно древняя традиция, получившая всеобщее распространение. И сегодня мы крестим детей, но при этом есть обязательное условие: сами родители должны быть истинными христианами. К сожалению, в большинстве случаев те, кто приходит крестить ребёнка, сами впервые попадают в храм. Их сложно назвать людьми, которые ведут христианскую жизнь. Поэтому сегодня в Церкви так же, как и в древности, проводится предварительное обучение - наставление в христианской вере. При этом объясняется, в чём смысл крещения, какие обязанности налагает оно на человека. Конечно, ребёнок не сознательно выбирает этот путь, но родители берут на себя ответственность за него, обещают воспитать его в христианской вере. Возрождена в Церкви и древняя традиция крещения взрослых.

- Взрослые так же, как родители и крёстные, проходят собеседование перед крещением. Но достаточно ли этого «испытания»?

- Для родителей и крёстных, которые собираются крестить детей, проводятся две беседы. Для взрослых, которые уверовали и хотят принять крещение, - четыре. Родители и крестные до дня крещения ребенка исповедуются и причащаются. Участие в литургии - главное свидетельство христианской жизни. Взрослые, желающие принять крещение, исповедуются перед обрядом, а причащаются уже после него - причаститься может только крещёный человек. Это довольно серьёзные требования. Они побуждают людей лишний раз задуматься о христианстве и христианской жизни, о том, почему они хотят принять крещение или крестить ребёнка, нужно ли им это на самом деле. Осознать, действительно ли это проявление их веры или всего лишь дань семейной традиции, некой привычке.

Крестик, крещение, христианство - это образ жизни. Христианин должен принять определённый образ мыслей и определённую модель поведения, которая отличает его от людей, не верующих во Христа, не ведущих церковной жизни. Христианин не может позволить себе совершать поступки, которые Христос осудил как греховные. Если же человек не живёт по христианским заповедям, не хранит христианскую веру, не причащается, то назвать его христианином сложно. Часто родители хотят крестить ребёнка для того, чтобы он не болел, не плакал, был защищён. Но крещение - это не защита от бытовых, человеческих проблем. У меня трое детей - все крещёные, и они также порой болеют и плачут. Мы принимаем крещение не в качестве некой защиты, а для того, чтобы стать христианином, родиться для новой жизни с Богом.

   
   

В ожидании земного царя

- Если человек не крещён, сможет ли он войти в Царство Божие? И что будет с людьми, которые исповедуют другие религии?

- Это сложный и неоднозначный вопрос - ведь и факт крещения человека не является сам по себе гарантией спасения. Господь не дал нам точных указаний в отношении своего второго пришествия и Страшного суда в конце мира. В других религиях также есть последний суд, в котором человек предстанет перед Богом. Евангелие говорит о том, что спасутся только те, кто уверовал и крестился. Но из Священного Писания мы также знаем и то, что первым в Царство Божие входит разбойник, распятый вместе с Христом. Он обратился с просьбой к Иисусу: «Помяни меня, Господи, когда придёшь в Царство своё». На что Христос ответил ему: «Истинно говорю тебе, ныне же будешь со мною в раю». Поэтому нельзя однозначно сказать, что все неправославные попадут в ад. И сегодня есть люди, которые живут в нехристианских странах и совершенно не знают христианской традиции. Что будет с ними, неизвестно. Тут нужно положиться на волю Божию.

- Вы никогда не сомневаетесь в своей вере?

- У каждого человека бывают периоды сомнений. В мире довольно много такого, что может нашу веру поколебать. Порой жизненные трудности выбивают из колеи, человек смотрит вокруг и задаётся вопросом: «Почему же Бог не вмешается в происходящее, не остановит зло?» Господь предвидел наши сомнения и говорил, что претерпевший до конца спасётся. Многие народы Земли ожидали, что Бог вмешается в происходящее и произойдёт нечто грандиозное, что изменит ход человеческой истории. В Израиле люди ждали Бога как земного царя, который освободит израильский народ от гнёта Римской империи. Но Спаситель пришёл в ином виде - как Тот, кто умирает за человеческие грехи и побеждает зло не силой оружия, а силой своих страданий. Произошло освобождение не от земного гнёта, а от гнёта греховного.

Даже апостолы до определённого момента не понимали этого. И когда Господь был распят, они усомнились в Его деле, поддались испугу, разбежались, оставив Христа. Сложно было увидеть Спасителя в самом простом человеке, который не имел места, где главу преклонить, общался с грешниками и был распят на кресте. Апостолы не сразу поверили в Его воскрешение, и у них были периоды сомнений. Господь говорил, что царствие Его не от мира сего. Перед своими страданиями он просил учеников своих бодрствовать и молиться, чтобы укрепить твёрдость духа и не потерять твёрдость веры. Это обращение относится и ко всем нам. Каждый верующий должен молиться о том, чтобы Господь помог укрепить его веру. Через наше обращение к Богу мы приобретаем стойкость, мужество, наша вера становится крепче. Не сомневается только тот, кто не задумывается о том, почему он верит.

Досье: Василий Куценко родился 3 февраля 1983 года в городе Камышине Волгоградской области. В 2005 году окончил полный курс Саратовской православной духовной семинарии. В 2007 году рукоположен в сан диакона, через год - в сан иерея. В 2008 году окончил полный курс Московской Духовной Академии с присуждением квалификации «богослов». По совместительству служит настоятелем храма Святителя Николая Японского.