Саратову не хватает мест, откуда можно смотреть на город с высоты. Здания различных архитектурных стилей прошлых веков - предмет особой гордости саратовцев - постепенно ветшают. Владельцы домов нередко не прилагают никаких усилий, чтобы их сохранить. Что будет дальше с историческим наследием областного центра?
Как сохранить самобытность Саратова и разрушить представление о городе как о глухой провинции, рассказал председатель регионального отделения Союза архитекторов России Вячеслав ЦОЙ.
Ковшом по памятнику
- Саратов традиционно купеческий город. Но старинные особняки постепенно исчезают с городских улиц. Почему так небрежно относятся к нашей истории?
- Конечно, важно максимально сохранить историю Саратова. Самые красивые города мира: Рим, Париж, Прага, Краков - уникальны своей самобытностью, архитектурой разных веков, культурой. Скептики говорят, что здания Саратова - это не европейские замки, не петербургские дворцы и не московские особняки. Но зачем нужно сравнивать? У нас своя история! И ею нужно дорожить. Важно сохранить центральную часть города. Не допускать разрушения зданий на Московской и других улицах Саратова. Сегодня говорят, что много односторонних дорог, поэтому нужно расширять улицы. Я считаю - нет! Это особенность нашего города. Во многих европейских городах узкие улочки, и автомобилисты даже не думают возмущаться.
Другой вопрос, что в Саратове много аварийных домов, которые никто не собирается восстанавливать. Землю покупает предприниматель. Единицы, кто решает строить здание - современную копию разрушенного. Абсолютное большинство на первое место ставят деньги. Так, на проспекте Кирова появляются многоэтажки, которые смотрятся инородно.
- Можно ли сохранить исторические здания, архитектуру купеческого Саратова?
- Спасти исторический Саратов можно - нужно только применить принцип моды: хочешь купить бренд, будь готов дорого за него заплатить и сохранить его. Работа в этом направлении активно ведется, разработано много новых правил застройки центральной части города - по охранной зоне центра Саратова, по лимитированию этажности зданий… Осенью, надеюсь, дума примет эту программу. Комитетом по архитектуре и градостроительству города разрабатывается бренд Саратова - для того, чтобы дизайн городской среды имел единый стиль.
На архитекторах экономят
- Сегодня строится много зданий, бизнес-центров, домов. Но архитектурных шедевров, к сожалению, нет.
- Не все зависит от архитектора. Большинство специалистов, когда готовят проект, идут на компромисс. Быть принципиальным, проявлять авторское «я» очень сложно. Даже самые талантливые зачастую переступают через себя, чтобы заработать. Однотипные высотки возводят в городе не потому, что архитекторы не могут придумать ничего нового, а потому, что заказчик не хочет тратить дополнительные средства «на украшательства».
Есть и вторая сторона медали. Работа талантливых архитекторов стоит дорого. Застройщики стараются минимизировать траты: они уже инвестировали в землю, поэтому экономят на архитекторах. Поэтому много талантливых специалистов уезжают из города, чтобы реализовать свой талант.
Почему так мало интересных объектов? Потому что зачастую работу выполняют не самый лучший архитектор и не лучшая проектная мастерская. У нас существует практика тендеров. Но они базируются на денежном принципе. Концептуальные, творческие конкурсы мы не проводим. И в этом наша проблема.
- В Саратове очень ощутим дух провинциальности. Даже новые микрорайоны не добавляют городу современности. Не так ли?
- Новые микрорайоны однотипны, неинтересны. Но главная проблема заключается - в том, что внутри они не имеют инфраструктуры и не благоустраиваются. Посмотрите: в них не строятся новые школы, детские сады, торговые центры. Нет ни парков, ни скверов, ни зон отдыха. Газоны - и те редко где есть. Дом сдали, подъезд к нему сделали, асфальт уложили - и всё. В Москве, во многих крупных российских городах качественно по-иному подходят к застройке. Благоустраивают. Кто-то должен контролировать, чтобы здания и дома не принимались без благоустройства прилегающей территории: озеленения, детских площадок, тротуаров... Органам архитектуры и ЖКХ необходимо обращать на это особое внимание.
Да, Саратов провинциален. Но в последние годы он начал меняться: строят качественные дороги (по улице Московской, Шехурдина), укладывают тротуары, восстанавливают бордюры. Облагородили аллеи. Всё это - из тех скудных средств, что есть у города, что выделяется на благоустройство. Десятилетия Саратов находился в разрухе, только теперь стала развиваться промышленность. Началось движение в осуществлении давних проектов - строительства аэропорта, реконструкции старого автомобильного моста через Волгу и возведения нового.
Саратов выгодно отличается от других провинциальных городов дизайном кафе и магазинов. Многие из них напоминают европейские бутики и рестораны. Даже первые этажи осваивают интересно. Конечно, есть (в том числе в центре) и неприглядные. Вроде бы мелочи, но они портят впечатление от города. К магазинам нужно предъявлять жесткие требования. Они должны следить за витриной, за своей рекламой, убирать территорию вокруг. Чтобы к открытию было чисто.
На город с высоты
- Вы отметили, что парков в новых районах не хватает. Но и в городе погулять негде.
- Парков в городе катастрофически не хватает. Единственный городской парк имени Горького слишком камерный для почти миллионного города. Детский парк практически застроен. Правда, есть два хороших бульвара - на улице Рахова и на Астраханской. Новые парки практически не появляются - разве что парк Победы. А резерв есть. Кумысная поляна - прекрасная лесопарковая зона. Если приложить немного усилий, там можно сделать сказку. Да, ее начали благоустраивать - беседки поставили, но этого мало. Нужно сделать хороший лесопарк - как Измайловский в Москве.
У нас есть набережная. Историческая ее часть во многом сохранились. Но беда этого места в том, что само по себе оно - «мертвое». Набережную надо оживить - сделать зоной активного отдыха. Я бы предложил оборудовать здесь пляж - установить каркасные бассейны. Наполнить это пространство действием, чтобы сюда ходили.
Есть прекрасные смотровые площадки в районе телебашни и на Кумысной поляне. Но они импровизированные. Люди приезжают на машинах любоваться пейзажем, ночным городом. Почему эти смотровые площадки не оборудовать? Можно отдать и в частные руки, но с регламентом. Пусть это будет открытый кинотеатр: саратовцы сидят в машинах, на площадке и смотрят кинофильмы.
Досье
Вячеслав Цой, выпускник Ростовского инженерно-строительного института, факультета архитектуры. Почти 20 лет работал главным художником города Саратова.
Смотрите также:
- Причём тут Саратов? Краевед - о туризме и коллективизме →
- Саратов - это как Самара, только Саратов →
- «Разноэтажные «зубья» уродуют центр» →