Водолаз Александр Шунов: «Под водой, как в космосе!»

   
   

Вы когда-нибудь видели морские звезды? Не те, что продают как сувениры, не на фотографиях, а самые что ни на есть настоящие. Любители дайвинга наверняка ответят утвердительно. Одних это увлечение привлекает возможностью знакомства с обитателями водоемов, других - перспективой получить изрядную порцию адреналина. Что ни говори, а погружение на глубину всегда сопряжено с немалым риском.

Как в космос слетать

- Где еще испытаешь такие ощущения, когда толща воды над головой исчисляется в десятках метров, а ты под ее давлением думаешь не о запасах кислорода, а о том, чтобы выполнить задание? - говорит водолаз Александр Шунов. - Разве только в космосе. Там, говорят, тоже интересно, но не каждому здоровье с кошельком позволяют.

Если мерить рублем, дайвинг дешевле и доступнее, чем полет к звездам. Но, с позиции экстремала-любителя, все равно - приятное времяпрепровождение. А для профессионала погружение на глубину - привычная работа. Вирус риска и романтики у таких в крови.

- Когда не было современного снаряжения, отвечающего правилам безопасности, приходилось работать в плавках, ластах и с баллоном за плечами, - вспоминает гость редакции. - В конце 90-х в нашем городе даже службы спасательной не было, работала специализированная бригада.

Он пришел в профессию после армейской службы. Свое желание стать санитаром рек и прудов объясняет просто: работа необычная, редкая и, что называется, мужская. Кто из женщин отважится на погружение в заиленный водоем, чтобы извлечь из него утопленника? Это даже звучит неблагозвучно, не говоря о прочих «издержках» профессии. Нередко случаются на глубине технические сбои вроде замкнувшего клапана подачи воздуха или порыва акваланга.

- Здесь главное не растеряться, - комментирует Александр. - Что бы ни случилось, нужно оставаться спокойным. В противном случае внештатная ситуация (водолазы это называют «рабочим моментом») рискует обернуться трагедией, и вместо того, чтобы вернуться на с «трофеем», можешь оказаться в его роли сам.

Необычный трофей

О своих находках на дне водоемов нашей нерадивой области водолаз говорит с улыбкой. Если оставить в стороне тех, кто расплатился жизнью за свою неосторожность и неумение держаться на воде, можно привести в пример и потерянные во время плавания аксессуары, и затонувшие катера. Стоит ли распространяться о количестве стеклотары, нашедшей пристанище на дне прудов вместо мусорки? Любители «костра и песни» даже не задумываются, какой вред наносят экологии, швыряя остатки пикника в водоем.

   
   

- За 15 лет работы на глубине приходилось видеть всякое, - делится Шунов. - Но самым экзотичным из всех трофеев могу назвать найденный на дне Волги якорь. Глазам своим сначала не поверил: железный штырь едва угадывался сквозь мутную толщу воды. Приблизившись к нему, я понял, что это - атрибут внушительного судна.

Этот якорь извлекли из реки еще в прошлом году, почти сразу после обнаружения. Городская власть хотела украсить им набережную, инициативу поддержали большинство саратовцев. Но дальше намерений дело пока не пошло. Находка водолазов продолжает пылиться, ожидая дальнейшей участи. Когда она в качестве скульптуры появится в любимом горожанами месте отдыха, затрудняются сказать даже в местной администрации.

Кстати: Сегодня различают несколько сфер, в которых может работать профессиональный водолаз: гражданский дайвинг рассчитан на выполнение инженерных, ремонтных, спасательных работ; коммерческий - для обеспечения и проведения рекреационных погружений; медиа-дайвинг объединяет кинематограф и журналистику. Военные погружения осуществляются с целью обеспечения защиты и охраны тех или иных объектов. Существуют научные погружения, флотские, полицейские и т. д.

Смотрите также: