Сегодня, чтобы получить необходимую справку, пожаловаться на нерадивую управляющую компанию, узнать о пенсии, льготах и субсидиях, приходится записываться на прием, а потом часами ожидать своей очереди. Исправить ситуацию должно электронное правительство. Но работает ли оно в полную силу?
Эффективно ли обращаться к чиновникам через Интернет и и доступны ли населению он-лайн-услуги, рассказал член межрегионального центра по консультированию электронного правительства регионов Сергей ОВЧИННИКОВ.
Единого механизма нет
- Сергей Александрович, насколько активно идет процесс внедрения информационных технологий в работу органов власти?
- Похвастаться стопроцентной компьютеризацией и информационной открытостью ведомств Саратов пока еще не может. Но элементы, необходимые для работы «электронного правительства», в области уже созданы. Действует портал «Правительство Саратовской области», хорошо разработаны сайты министерства соцздравразвития, образования и другие. То есть локально информационное взаимодействие развито, но единого механизма нет.
Вместе с тем работа над созданием электронного государственного правления ведется. Существует программа «Создание электронного правительства в области на 2011-2013 годы».
- Значит ли это, что через пару лет саратовцы смогут получать государственные услуги в электронном виде?
- Однозначно сказать «да» пока нельзя. Слишком много проблем, в том числе и социальных. У нас пока еще царит цифровое неравенство. Не все жители области имеют доступ к сети Интернет, а значит, и к информационным ресурсам. И если инфраструктуру в отдаленных районах развить можно, то справиться с информационной безграмотностью будет гораздо сложнее. Молодежь действительно может максимально использовать потенциал информационных технологий для поиска информации и получения государственных услуг. Старшее же поколение зачастую не владеет даже навыками работы с компьютером. Кроме того, создание мощной информационной системы требует серьезных материальных вложений в инфраструктуру электронных коммуникаций. Поэтому многое будет зависеть и от объемов финансирования.
Он-лайн доступен не всегда
- Сегодня многие саратовц отказываются от использования электронных услуг из-за так называемых «нотариальных» сложностей. Оформить справку через Интернет зачастую невозможно, так как требуется личная подпись.
- Действительно, закон требует заверять ряд документов. Сделать это можно с помощью электронной подписи. Сегодня получить ее можно в Торгово-промышленной палате Саратовской области. Поэтому проще оформить документы по старинке, отпросившись с работы и отстояв очередь. Но если ввести социальную карту жителя Саратовской области, и дополнить ее функцией заверения документов, система оказания электронных услуг окажется вполне работоспособной.
- Не получится ли так, что вопросы и заявки, отправленные через интернет, будут теряться в чиновничьей почте?
- Прежде всего, отправляя обращение, необходимо ставить галочку об уведомлении о доставке. Тогда будет невозможно сослаться на отсутствие вопроса-жалобы-заявления. Более того, оперативность реагирования регламентирована нормативными документами. Поэтому ответы через Интернет будут давать, как и положено, не позже чем через 30 дней. Но от «отписок» пока никто не застрахован. Они имеют место и сегодня - в письменной форме, будут они и в Интернете. Пока не заработает система «единого окна»: будет создано единое информационное пространство, в котором будет одновременно централизованно храниться архив, а также согласовываться и вестись поиск документов любого ведомства.
Смотрите также:
- Готова ли область к внедрению универсальных электронных карт? →
- Выбираем банк правильно →
- Шаг в профессию →