В моду вновь вошли витражи

   
   

Свое излюбленное занятие Елена Синева называет, ни много, ни мало, образом жизни. Будучи художником по образованию, в недавнем прошлом она частенько организовывала выставки картин, но как-то раз знакомые пригласили ее в мастерскую, где изготавливали витражи… «Потрудившись там, я загорелась идеей заняться этим самостоятельно», - вспоминает моя собеседница.

Занятное увлечение

Увлечение это довольно занятное, хотя и затратное. Оно, как говорит Елена, требует не только художественного мышления, скрупулезности и твердой руки, но также специального материала с оборудованием. Если в отношении трех первых из названный критериев недостатка не бывает, то с двумя последними - весьма проблематично, особенно на первых порах.

Стекло - материал достаточно капризный, но интересный и, что самое главное, непредсказуемый. Его заказывают в Америке. Это не обычное, а специальное стекло - многослойное и с богатой палитрой; в России, к сожалению, такое не производят.

- Для того, чтобы получился маленький шедевр, сначала делается эскиз на бумаге, потом он переносится на отдельный стеклянный листочек, фигурно обрезается и закладывается в специальную печь, - делится производственными секретами мастер витражей, - и что интересно: точно никогда не знаешь, каким будет конечный результат. Бывает так, что поделка «пузырится», взрывается в печи. Случаются и курьезы, когда, например, глаза стеклянного животного выразительно разбегаются в разные стороны - это объясняется разницей температуры плавления и жесткости материала.

В витражном производстве существует два вида техники: тиффани и фьюзинг. Первый - классический. Кроме паяльника и ножей, он не требует особых инструментов. Стекло режется на отдельные кусочки, которые затем спаиваются между собой - так появляется витраж. Но его изготовление высвобождает массу «обрезков», которые используются в другом направлении, называемом фьюзингом. Этот вид техники витражного производства является безотходным и позволяет проявить свою фантазию в полном объеме. Чаще всего его используют в изготовлении сувениров: будь то рамки для фотографий, настенные часы, подсвечники, салфетницы или елочные игрушки. У саратовских друзей и знакомых моей собеседницы особой популярностью пользуются магниты в виде различных животных: ежиков, котов и пр. Не меньший интерес художественные миниатюры витражного мастера вызывают в Санкт-Петербурге, Челябинске, Тюмени, Хабаровске и ряде других российских городов.

Простор для фантазии

- Сам процесс работы со стеклом вызывает массу положительных эмоций, - продолжает рассказ Елена. - И радость творчества в результате всегда передается тем, кто находит привлекательными необычные стеклянные миниатюры. Хорошо, что это вошедшее в моду направление дает реальную возможность для самореализации и проявления фантазии. Не исключено, что в скором времени я совместно с коллегами по цеху начну осваивать скульптурные композиции или создавать картины из стекла. Согласитесь, что даже на словах это уже звучит достаточно эффектно. А как это будет выглядеть на деле? И что получится при совмещении двух видов техники? Однозначного ответа пока нет, но кажется довольно перспективным.

Кстати: В России витражи существовали уже в XII веке, но они еще не были характерным элементом убранства интерьеров русских домов - они использовались в храмах. Декоративным элементом витражи стали только при Николае I. В конце XIX века появились новые технологии его окраски, обработки, декорирования. Мозаичный набор из фигурных кусочков стекла стал активно использоваться для многих предметов прикладного назначения: мебели, каминных экранов, ширм, зеркал, музыкальных инструментов, ювелирных украшений. А после усовершенствования способа соединения стекол между собой витражная техника стала применяться не только для плоских поверхностей, но и для объемных предметов - ламп и светильников самых причудливых форм.

   
   

Смотрите также: