Из чьего кармана хотят оплатить льготы для балаковцев?

   
   

Нынешний политический сезон в Саратовской губернии ознаменовался обсуждением громкой и, несомненно, вызывающей искренний интерес общественности темы – вопроса о введении 50-процентной льготы на оплату электроэнергии для населения 30-километровой зоны Балаковской АЭС.

Напомним, что председатель областной Общественной палаты Александр Ландо предложил обеспечить жителей Балаковского района электроэнергией по льготным тарифам. Разумеется, такая перспектива выглядит крайне привлекательной для людей, проживающих неподалёку от атомной станции. Для обывателя, не знакомого с историей вопроса, всё звучит вполне логично: если электроэнергия производится здесь, под боком, почему бы не платить за неё меньше?

Это в какой-то мере напоминает ситуацию с ларьком при хлебозаводе: люди охотно покупают там хлеб, потому что в таком магазинчике он, во-первых, свежий (но тут аналогия с электроэнергией не работает: в отличие от хлебобулочных изделий, электричество не бывает первой или второй свежести), во-вторых, стоит дешевле (по вполне очевидным причинам – его никто никуда не возит, а всем известно, что транспортные расходы составляют немалую часть стоимости готового продукта, да и посредников между производителем и покупателем в такой ситуации нет). Правда, никто не может законодательно обязать завод содержать такую лавочку.

Но эта примитивная аналогия в реальности абсолютно не работает. Ведь льготы населению Балаковского района предлагается ввести не потому, что станция, производящая электроэнергию, находится у них под боком. В случае с электроэнергией территориальная близость не имеет значения: напрямую со станции её продавать нельзя. Закон един для всех; существование и деятельность сетевых и сбытовых компаний регулируется им вполне чётко. Для этого существует «Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы» (ОАО «ФСК ЕЭС»).

Но и это не главное. Причина, по которой предлагается ввести эти льготы, в другом, а именно в том, что, по мысли Александра Ландо, населению Балаковского района следует доплачивать за то, что оно проживает рядом с потенциально опасным объектом.

За что доплачивать ?

Давайте разберёмся в том, как этот вопрос решался раньше. Действительно,       в 1992 г. постановлением правительства РФ было предусмотрено предоставление населению, проживающему в 30-километровых зонах, льготного тарифа на оплату электро- и тепловой энергии (при теплоснабжении от АЭС) в размере 50 % от действующего в данном регионе тарифа. Но в последующем закон установил, что каждый субъект Федерации вправе самостоятельно устанавливать такие льготы (отметим: вправе, но не обязан). Логика депутатов, отменивших льготу, была такова: поскольку современные действующие АЭС вреда населению не причиняют, то и доплачивать людям не за что.

   
   

В наши дни вред для жителей 30-километровой зоны вокруг АЭС – скорее психологический. Люди привыкли с опаской относиться ко всему, что связано с атомной энергетикой. Однако, помимо атомных станций, существует множество объектов, которые можно назвать потенциально опасными, а также таких, которые имеют серьёзное и заметное влияние на окружающую среду (к примеру, предприятия, связанные с металлургией).

Согласно такой логике, создание подобного прецедента повлечёт за собой выдвижение аналогичных требований и к другим потенциально опасным или влияющим на окружающую среду производствам – химзаводам, металлургическим предприятиям и так далее. Весьма сомнительно, чтобы такой законопроект был принят – никакого бюджета не хватит на то, чтобы субсидировать всех жителей подобных регионов. Сомнительно и то, что люди, выдвигающие подобную идею, этого не понимали. Неужели их квалификации не хватает для того, чтобы трезво оценивать ситуацию? Или они сознательно поступают таким образом, стремясь привлечь к себе внимание, грубо говоря, пропиариться за счёт производителей электроэнергии?

Ещё раз подчеркнём: распространить льготы на население всех районов, на территории которых расположены потенциально опасные объекты, физически невозможно, ведь фактически это означало бы крах экономики страны. Возникает первый вопрос: кому выгодно будоражить умы населения идеей о льготах, введение которых крайне маловероятно?

Откуда взять деньги ?

И второй вопрос, который вполне органично вытекает из сказанного выше: а платить-то, если будет принято решение о введении 50-процентной льготы на электроэнергию для жителей Балаковского района, кто будет? По логике вещей (а точнее, по многолетнему опыту, которым может похвастаться каждый из нас), из воздуха деньги не появляются. Если кому-то даются льготы и субсидии, то недостающие деньги извлекаются из кармана кого-то другого. Сомнительно, что господа депутаты рассматривают в качестве источника финансирования свой карман. Зато более чем очевидным представляется предположение о том, что недостающие деньги «перераспределятся» из карманов других потребителей электроэнергии Саратовской области. Проще говоря: из карманов тех, кому «повезло» проживать на расстоянии в 31, 32 и более километров от Балаковской АЭС. Из наших с вами, дорогие земляки, жители Саратовской губернии, карманов.

Вообще-то в плане цен на электроэнергию нам повезло. На сегодняшний день самой дешёвой является электроэнергия, полученная именно на атомных электростанциях. И если представить себе, что Балаковская станция вдруг почему-то исчезла, для населения нашего региона тарифы выросли бы на 20–25 %. Но это так, лирическое отступление.

У кого прибыль ?

Это почему-то не озвучивается при обсуждении интересующей нас темы, но наша область получает, благодаря наличию на её территории атомной станции, крупные отчисления в бюджет. Согласно действующему законодательству, концерн «Росэнергоатом» перечисляет нам дополнительные налоговые отчисления, составляющие сотни миллионов рублей. Полагаем, что жителям нашей губернии было бы интересно узнать: а на что идут эти деньги? Почему бы депутатам Саратовской областной думы не согласовать с областным правительством перераспределение этих средств на нужды Балаковского муниципального района? Более того, губерния получает ещё и так называемые «текущие» налоги за то, что на её территории функционирует Балаковская АЭС. Сумма там фигурирует немаленькая: около 1 млрд рублей! И вот что характерно: в основном эти финансы поступают в областной бюджет. А в муниципальный попадает лишь малая часть этих денег, то есть до балаковцев, для которых, по идее, они предназначены, деньги эти не доходят!

Итак, атомщики всё-таки деньгами с нашим регионом делятся. А что же компании, занимающиеся поставкой электроэнергии в наши дома – сетевые и сбытовые? По сути, основная прибыль оказывается у них. Однако господин Ландо в своём проекте не предлагает им субсидировать льготы для населения.

Подведём итоги. Финансировать льготы для балаковцев напрямую из областного бюджета – идея сомнительная, вдобавок чреватая дополнительными расходами для остальных жителей области. Изменение же федерального закона фактически невозможно, поскольку такое изменение государственный бюджет просто не потянет. И получается, что подобные разговоры – это, уж простите за избитое выражение, переливание из пустого в порожнее.

 

Смотрите также: