Родства не помнящие?
- Елена Владимировна, о современных учениках говорят, что они совершенно не знают истории и не имеют целостной картины мира. Согласны ли вы с этим мнением?
- Я бы не стала так категорически утверждать. Учителя стараются привить школьникам любознательность и научить аналитически мыслить, чтобы учащиеся могли с разных сторон рассматривать события истории и современности. Но экономическая ситуация сейчас не совсем благоприятна для развития наук, особенно в сельской местности. Заработки здесь невысокие, многие семьи являются малообеспеченными. Родители думают, на что бы прожить, и мало следят за учёбой своих детей.
Ситуация несколько изменилась в мае, когда в честь 70-летия Победы в Великой Отечественной войне по всей стране проводилась акция «Бессмертный полк». Заинтересованы были не только дети, но и их родители. Без помощи мам и пап ученики не смогли бы найти информацию о своих бабушках и дедушках, которые принимали участие в войне или ковали Победу в тылу. Эта акция подогрела всеобщий интерес к истории Родины и собственной семьи, заставила задуматься, что мы не Иваны, родства не помнящие.
- На второй план уходит преподавание в форме монолога, когда учитель рассказывает тему, а ученики молча слушают. Всё больше практикуют диалог, круглый стол. С чем это связано?
- Ребёнок, выходя во взрослую жизнь, должен уметь в ней ориентироваться и уже на практике применять полученные знания. А для того, чтобы ученик уверенно себя чувствовал в обществе и мог разобраться в ситуациях, недостаточно одной только монологической речи учителя. Наша роль сейчас уходит на второй план. Учитель уже не источник знаний, а путеводитель. Он подсказывает детям нужное направление и учит их самостоятельно добывать для себя сведения, которые понадобятся в жизни. Не это ли умение самое главное в современном обществе?
Чтобы узнать об истории родного края, мы отправляемся в музей. Я обычно провожу для своих учеников обучающую игру, посвящённую древнерусскому быту, используя при этом музейные экспонаты. Для них это бывает очень интересно. Школьники иногда не могут объяснить, что за предмет такой ступа и где он использовался. В том же музее они узнают об истории нашего села, церкви, родников.
Отпечаток субъективности
- Как оцениваете новые учебники в сравнении со старыми? Не пытаются ли в них переписать историю?
- Исторические факты в них остались прежними, изменился только подход к подаче материала. Новые учебники ориентированы больше на самостоятельную работу учащегося, задания в них даны в несколько ином ключе. Историю у нас, к счастью, никто переписать не пытается, в то время как в некоторых странах уже напрямую искажают факты. К примеру, недавно с экрана телевизора прозвучала информация о том, что, по мнению многих людей в Японии, ядерные бомбы на Хиросиму и Нагасаки сбросили не США, а Советский Союз. Это же чистая ложь! Такие «факты» нельзя игнорировать.
В истории нашей страны тоже далеко не всегда всё шло гладко: были и поражения, не только победы. И об этом говорится открыто. История должна быть объективной. Ей не следует придавать отпечаток субъективности, чьего-то личного мнения. Есть конкретные факты, и к ним нужно относиться как к данности. Другое дело, что каждый человек может иметь свою точку зрения на счёт того или иного события, давать личную оценку факту, но ни в коей мере не искажать его сути.
- Каким историческим персонажем вы восхищаетесь?
- Петром I, конечно. Это неординарная личность. Несмотря на недостаток своего образования (он, как известно, был не очень грамотен в письме), последний царь всея Руси и первый император всероссийский стремился познать различные науки, получить знания и суметь их применить. И это меня в нём восхищает. Он, может быть, принимал достаточно жёсткие меры, которые не были в тот момент поняты народом. Но всё оттого, что очень уж хотел быстрее увидеть результаты своих трудов - сделать Россию одной из ведущих держав, с которой бы все считались. И ему это удавалось. В царствование Петра I были заложены основы для распространения образования в России. И он первым из русских царей совершил длительное путешествие в Европу.
Была стабильность
- Говорят, что всё в истории повторяется. С каким периодом времени вы бы сравнили сегодняшний день?
- В какой-то мере с периодом 70-х годов, когда в стране была стабильность. Сейчас, конечно, Россия испытывает трудности и в экономике, и в отношениях с другими государствами. Мы же прекрасно понимаем, что не всем в мире нравится политика, которую ведёт наша страна. Но в то же время сегодня люди не переживают из-за полной разрухи, как в послевоенные годы. Экономика страны хоть и имеет проблемы, но всё же налаживается. И это уже не тот сложный период 90-х, после распада Советского Союза.
Смотрите также:
- Миссия учителя - научить человечности →
- Книга - средство от бездуховности →
- Чем дышит современное искусство? →