Каждый, кто когда-либо держал фотоаппарат в руке, задумывался над тем, как сделать хороший снимок, который можно не только сохранить на память, но и показать другим.
Корреспондент «АиФ - Саратов» предложила поразмышлять на эту тему фотографу, в архиве которого более 110 тысяч снимков.
А критик кто?
- С приходом цифровой фотографии стали очень часто нажимать на спусковую кнопку бездумно, - отмечает Геннадий Савкин, председатель регионального отделения Союза фотохудожников России. - Плёнка всё же была дорогой и заставляла людей немного напрячься перед тем, как сделать фото. А сейчас говорят: «Я там две тысячи снимков сделал - разберёмся с ними потом!». Я с ужасом представляю, как они будут ночью сидеть, отбирать...
Перед тем как идти куда-то на съёмку, нужно определиться: «А что я хочу сказать людям, которые потом будут смотреть мои фото?». Очень часто снимки из путешествий и селфи (запечатление самого себя на камеру) мало кому интересны - как правило, только автору. Он смотрит на эти фотографии и вспоминает какие-то конкретные ситуации, которые были в его жизни. А люди со стороны при виде таких снимков особых эмоций не испытывают.
Когда человек говорит, что едет в Париж и везёт с собой много аппаратуры, чтобы снимать город, я советую взять маленький фотоаппарат и купить на месте комплект хороших открыток. Человек, который живёт в Париже, снимет свой город лучше туриста, приехавшего туда на неделю. А все эти фотографии типа «я, а на фоне Эйфелева башня» естественны. Любой человек считает самым главным в природе самого себя. И особое величие чувствует, когда на снимке он большой, а башня маленькая.
Прежде чем показывать фотографии кому-то, их нужно фильтровать. Надо понимать, на кого они ориентированы, ведь восприятие у всех людей разное. Бывает, человек показывает свои фотографии просвещённой публике, слышит, что они средние, и возражает: «Вы не понимаете, моей жене и тёще они очень нравятся!». И тут же возникает вопрос: «Кто критик, зритель ваших работ?».
Дурной тон
- Как известно, существует несколько простых правил композиции, - продолжает Геннадий Николаевич. - Так, если человек очень высокого роста, его можно снять немного сверху, и он будет казаться ниже. И наоборот: очень короткого лучше фотографировать снизу, тогда он получится выше ростом. Если у человека длинный нос, его не желательно снимать в профиль. Конечно, такими нюансами можно пренебрегать, но тогда из фотографий будут получаться шаржи, причём далеко не всегда дружественные.
Избегать нужно банальных композиций. К примеру, каждый второй приезжает с моря с фотографией, на которой он во время заката «держит» солнышко в руке. Такие снимки встречаются настолько часто, что начинают восприниматься как дурной тон, а не как творческий поиск. В далёкие 60-70-е годы ко мне приходили товарищи и спрашивали, почему у меня ковёр лежит на полу, когда у всех висит на стене. И я отвечал: «Можно и на потолок повесить. Но ковёр ведь создан для того, чтобы по полу было удобно ходить».
Окружение на снимке не должно отвлекать внимания от лица. Фотографируясь на узорчатом фоне (у того же ковра, к примеру), тем более в пёстрой одежде, человек просто исчезает. В целом конкретный список приёмов, которые нужно применять, чтобы получилось хорошее фото, составить невозможно. Всё познаётся в процессе съёмки. Нужно фотографировать, смотреть, советоваться. Постепенно выработаются критерии, что хорошо, а что плохо.
Смотрите также:
- Теперь фильмы в онлайне доступны всем желающим →
- Игорь Баголей: «В театр - за сказкой» →
- Как выйти из «любовного запоя»? →