Признание от саратовцев
- Андрей Александрович, как зародился творческий замысел скульптурной композиции, посвящённой Олегу Павловичу?
- О том, что готовится такой проект, я узнал в конце декабря прошлого года. А в январе в Саратов приехал Евгений Миронов, и мы прошлись по городу и осмотрели три места, на которых могла бы разместиться скульптура, - на проспекте Кирова в зоне консерватории, на пересечении Мирного переулка и Большой Казачьей (где жил Олег Табаков) и у Дворца пионеров (где он учился). Остановились на последнем варианте. Я начал делать эскизы. Сначала ориентировался на здание Дворца пионеров - рассматривал возможность установки пристенной скульптуры, и не было места на что-то масштабное. А потом мы перевели взгляд на место сбоку от театра оперы и балета, и появилось множество вариантов.
Персонаж (Олег Савин) взят из конкретного фильма «Шумный день», поэтому я особо не фантазировал. Мне принесли кадры из киноленты, на которых изображены характерные для героя черты, позы, манеры. И я приступил к лепным эскизам. Рассматривались и очень динамичные композиции, и конкретное воспроизведение декораций из фильма. Но от излишней пафосности хотелось уйти. В итоге осталось два претендента на конечный результат: в одном случае персонаж сидит на стуле, в другом - идёт по дороге. С точки зрения выбранного места подошёл второй вариант. Своей задумки мы до последнего не разглашали, хотели, чтобы получился сюрприз.
- Много было разговоров о том, что памятник при жизни - плохая примета?
- Ерунда! Пусть Олег Павлович видит, что его любят в родном городе. А кому нужны памятники после смерти? Уж точно не ему самому. Этой скульптурной композицией любимый артист получил признание от саратовцев. И это здорово! Такой подарок в стиле самого Табакова, который любит расширять рамки и нарушать традиции. В конечном варианте виден и персонаж из фильма, и молодой артист. Когда Олег Павлович посмотрел на скульптуру, его окружили поклонники, я спросил: «Как вам?». Он ответил: «Похож… на моего Антона похож». А тот - вылитый Табаков в молодости!
У нас много и актёров хороших, и земляков талантливых, но Олег Павлович особенный. Он гордится тем, что он - саратовец. Табаков очень много сделал для студентов всей страны. Я сам занимаюсь с юными художниками и знаю, насколько это тяжело даётся. А этот человек построил целое учебное заведение, где дети бесплатно учатся! Кто ещё такое смог бы? Он один.
- А как появился Матроскин?
- Кот добавился по ходу работы. Когда мы обсуждали, каким должен быть проект, в шуточных моментах звучало: «Да давайте Матроскина сделаем, да и всё!». И эта фраза отложилась у всех в голове. Решили попробовать. Я сделал массу эскизов, на которых он и лежал, и стоял, и сидел. В итоге получился «живой» кот, не мультгерой. У персонажа в мультфильме - тело человека (плечи, ноги), а я сделал анатомически пропорционального кота. Но Матроскин в нём всё же угадывается, на что и было рассчитано. Такая добавка придала скульптуре юмора, шутливости. Я хожу из мастерской домой как раз мимо этого места. Кажется, что композицией довольны и взрослые, и дети. К ней уже и молодожёны подъезжают фотографироваться!
Не стоит нравиться всем
- Какие тенденции сегодня замечаете в искусстве?
- Искусство, к сожалению, вступило в эпоху коммерции и бизнеса. Все тенденции диктуются заказчиком, который определяет, как будет выглядеть работа. И личность художника порой не имеет никакого значения. Искусство перестаёт быть авторским. У раскрученного мастера сегодня одна работа похожа на другую. Потому что неожиданность не нужна. Он показал себя с одной стороны, и таким его покупают. Именно поэтому и не стоит нравиться всем - искусство элитарно.
Для того чтобы уметь лепить скульптуры, я учился 15 лет. А сколько ещё уходит времени на то, чтобы эти знания забыть и начать работать наперекор... Создавая реалистические вещи, ты становишься в один ряд с тысячами таких же художников, а истинный мастер стремится к тому, чтобы его узнавали. Современный скульптор должен уметь делать всё - и классический памятник, и авангардную вещь, которую бы обсуждали. У него должно быть своё ощущение мира, которое он выражает через свои произведения. Я бы хотел, чтобы меня представляли не памятники, сделанные по заказу, а мои творческие работы, которые я сам придумал и создал по велению души.
- Но раньше тоже был заказ - социальный. Почему же художникам стало сложнее работать?
- По одной простой причине - сейчас не отработан механизм. Если в советское время были комиссии, которые отбирали памятники, то сегодня в конкурсах нередко участвуют совершенно непрофессиональные люди. Все, кому не лень, хотят быть художниками! Им кажется, что, поставив скульптуру, они окажутся у всех на виду, приобретут сиюминутную славу (зачастую скандальную). Никто не думает о том, что непрофессионализм виден сразу. Сейчас такое время, что спонсор может заплатить деньги и конкурс проводить не будут. Всё стало можно, и это опасно. Люди, не имеющие ограничений и врождённых эталонов красоты, такое городят, что лучше не смотреть. А искусство - это, прежде всего, труд, и очень серьёзный. Это не забавное приключение.
Обезличиваются города
- Как вы оцениваете городское пространство Саратова?
- Городом должны заниматься специалисты. Нужен конкретный план развития пространства на несколько лет вперёд. Когда художник начинает работу над памятником или скульптурой, он вынужден привязывать её к архитектуре. Таков закон. А у нас зачастую делают скульптуру, а потом ищут место, куда её поставить. Это в корне неправильный подход, потому что созданный силуэт должен гармонично вписываться в среду. Решение об установке произведения нужно принимать грамотно и тщательно подбирать мастера, который выполнит намеченную работу. Я не за то, чтобы к этому привлекать общественность. Работу должны контролировать художники, архитекторы - те люди, которые этому учились. Тогда будет с кого спрашивать. В профессиональной среде уже не утаишь неумения, не скажешь: «А я так вижу».
Кроме того, в Саратове сегодня плохо используются парки. Они насыщаются какими-то камнями памяти чему-то... На общем фоне своими деревянными фигурами приятно выделяется парк городской, но эти работы долго не прослужат, и придёт время, когда нужно будет предлагать что-то взамен.
- А как вам уже имеющиеся на улицах скульптуры?
- У нас в стране обезличиваются города. Кто-то поехал в другой регион, увидел там скульптуру и решил, что и нам непременно такая нужна. А зачем? На улицах Саратова должны стоять работы местных художников, тогда у города будет своё лицо, не похожее на других. Регион будет выделяться не только изюминкой исторической, но и современной. В Саратове сегодня есть множество памятников - «Огней так много золотых», саратовской гармошке, городовому и прочие. И это хорошо. Но они связаны с историей, а не придуманы вновь. А вот памятник студенту мы создали первыми, и за это его занесли в книгу рекордов Гиннесса. После этого много скульптур студентов появилось, но они все реалистические, словно сделанные одним автором. А наш особенный! Его уже посетило много знаменитых людей.
Смотрите также:
- Т. Зорина: «Рецепты выживания мы должны искать сами» →
- А. Учаев: «Взлетайте, сочиняйте, ищите перспективы…» →
- О. Казакова: «Не умею жить в полутонах» →