Татьяна Зорина: «Снимать кино может каждый, но получится ли»

Фото: Татьяна Волченко

   
   

Подошел к концу V Всероссийский конкурс телевизионных фильмов и программ «Мир права». В этом году на участие в нем претендовало более 200 работ из 60 регионов страны. «Выбрать лучшие среди достойных становится непросто», - говорит Татьяна Зорина, исполнительный директор мероприятия.

В интервью «АиФ - Саратов» гостья редакции рассказала о том, какие темы сегодня волнуют режиссеров и зрителей и зачем кинематографу государственная цензура.

Криминал уходит с экрана?

- Кино сегодня чуть ли не единственный вид искусства, который живо и остро реагирует на социальные уродства. Но разве нам в жизни мало грязи, унижений и убийств, чтобы все это видеть еще и на экране?

- В последние десятилетия, действительно, дает о себе знать крен в сторону негатива. То, что много лет замалчивалось или показывалось урывками, с расчетом на домысливание в «меру испорченности», хлынуло на зрителя потоком. Но очевидно, что это лишь вершина айсберга, по которой принято судить о всем кинематографе. Если посмотреть на ситуацию объективно, окажется не все так мрачно. Кино всегда было и есть разное. Проблема сейчас, на мой взгляд, в другом.

Недавно я была на фестивалях документалистики в Мюнхене, а затем в Москве и для себя сделала вывод, что отечественные фильмы по качеству и тематике почти не отличаются от европейских. Криминал постепенно уходит с экрана. Режиссеров всё больше интересуют повседневная жизнь, история, культура, наука. Вот, к примеру, один из специальных призов на конкурсе «Мир права» получила картина петербурженки Эльвиры Соловьёвой «Святой профессор» на историко-культурную тематику. В конкурсную программу «Саратовских страданий», которые состоятся в сентябре, молодой режиссер Елена Ласкари прислала фильм «Валенки» - живые кадры из жизни валяльной фабрики в Ельце. Дарья Сидорова, сама и режиссер, и оператор, сняла кино «Почему я тут», где вступает в своего рода диалог с теперь уже всемирно знаменитой документальной лентой Любови Аркус «Антон тут рядом». Есть фильмы про панк-рокеров и панк-художников, про «последний очаг культуры», который хотят закрыть, про будни медиков «скорой помощи», про «дыхание тундры». Выпускница ВГИКа Алена Юркевич сделала фильм «Самая лучшая мама» - про многодетную и при этом благополучную саратовскую семью, хотя понятие многодетности в наши дни упорно ассоциируют с нищетой и апатией. Поэтому о тематической бедности современного кинематографа говорить не приходится.

- Но общей идеологии как не было, так и нет. Родители хотят воспитывать детей нормальными людьми, а не приспособленцами к кривой морали. На каких же героев равняться?

- Идеология слишком долго была мерилом общественной жизни. Но ведь время не стоит на месте: на смену одним идеалам приходят другие, да и люди в рамках идеологических сообществ в разные времена были разные. Чехов жил в условиях капитализма, мы пытаемся существовать при демократии, но это не мешает нам видеть в писателе нравственный идеал. Важно то, чему каждый из нас служит.

- Почему же на экранах мы чаще видим не чеховских героев, а Рэмбо и «крепких орешков»? Зарубежные блокбастеры практически вытеснили отечественное кино. Где же наш патриотизм?

- Это результат экономических проблем, уходящих корнями в «лихие 90-е», когда мы довольствовались фильмами, которые стоили гроши - на лучшее просто не было средств. Отечественная киноиндустрия сильно отстала от западной: у нас по сей день нет кинолент, которые могли бы конкурировать с голливудскими. В такой ситуации оказались не только мы - практически весь мир. Но если в некоторых странах пытаются сохранить своё кино, создавая законы, предписывающие соответствие между национальным и голливудским кинематографом, то у нас все пущено на самотек. Вот и результат: поколение, выросшее на голливудских фильмах, смотрит на жизнь сквозь их призму. Отсюда - идеологическая разноголосица и отсутствие идеологии как таковой. Это нормальный жизненный процесс. Когда переживем этот этап (в частности, научимся делать фильмы, как в Голливуде), слово «патриотизм» зазвучит иначе.

Бренд утрачен

- Некогда саратовское кино было одним из местных брендов. Возможно ли вернуть утраченную школу и традиции?

- Созданная в 30-х годах замечательная саратовская школа (равно как свердловская, ростовская или питерская) долгое время существовала в довольно замкнутом пространстве. Возможности обмениваться информацией вплоть до 60-х годов были не сравнимыми с теперешней ситуацией. Сегодня у нас, с одной стороны, есть Интернет, а с другой - десятки российских и зарубежных фестивалей документального кино, где уровень кинопродукта оценивают профессионалы экстракласса. Взаимовлияние различных направлений и школ огромно. Поэтому говорить о том, саратовская это школа или московская, становится все труднее. Можно вести речь о творческом направлении или, скажем, географической принадлежности. Есть ли люди, которые делают документальное кино, проживая в Саратовской области? Да, их все больше и больше. Если раньше фильмы снимали по заказу Минкульта, то сейчас зачастую - без всяких грантов и финансовых поддержек государства.

- Получается, что кино сегодня может снимать каждый - были бы желание и камера?

- Снимать может, но получится ли - другой вопрос. Это все равно что думать: высокий и красивый - значит, может быть моделью. Но для того чтобы оказаться на подиуме, нужен еще и талант. В кино точно так же. Без таланта и образования не обойтись. Профессия режиссера состоим в том, чтобы зритель, сидящий перед экраном, имел возможность считывать в фильме не один, не два, а несколько смыслов.

   
   

- В последнее время молодежь проявляет большой интерес к короткометражкам. Чем это, на Ваш взгляд, обусловлено? Уместно ли вести речь о новом бизнес-направлении?

- С широкоформатными лентами по кассовости эти работы, конечно, не сравнить, но почему мы все должны мерить рублем? Да, в прокате превалируют блокбастеры с миллионными гонорарами, но параллельно с ними живут и здравствуют малобюджетные работы, нередко сделанные «на коленке». Хотя это вовсе не значит, что все они пользуются спросом.

Фильм становится фактом искусства, если содержит глубинный трансцендентный смысл, когда режиссер задается высшими вопросами, даже если фиксирует, грубо говоря, один день из жизни первоклассницы. В отечественных фильмах эти смыслы зачастую отсутствуют. Почему? Возможно, потому что мы не задаемся подобными вопросами в жизни.

- Правительство страны недавно проявило большой интерес к отечественному кинематографу. Не обернется ли это реанимацией цензуры и госзаказов?

- Очевидно: если государство дает деньги, оно ждет соответствующей отдачи. Кино, которое делается «на коленке», технически не может соперничать с фильмами, сделанными по законам большого кинематографа. Качественное кино возможно только при хорошем финансировании, а такие деньги есть только у государства. Значит, уместно говорить о госзаказе и если не о цензуре, то об обязательном соответствии с диктуемым «свыше»условием.

Досье: Татьяна Зорина родилась в 1948 году. 9 лет работала в молодёжной газете, 20 лет - на саратовском телевидении. Главный редактор Нижне-Волжской студии кинохроники, директор международного телекинофестиваля документальной мелодрамы «Саратовские страдания». Член Общественного совета Саратовской областной думы, член Союза кинематографистов и Союза театральных деятелей РФ.

Смотрите также: