Российские телеканалы сегодня изобилуют проектами, принять участие в которых может каждый. С одной стороны, такая доступность привлекает зрителей, с другой - сужает понятие культуры.
О том, что в наши дни выступает критерием культурного человека, и почему саратовцы при всем уважении к Собиновскому фестивалю все чаще отдают предпочтение концертам известных поп-звезд, в преддверии Дня культурного работника России и Международного дня театра «АиФ - Саратов» предложил поразмышлять народному артисту РСФСР, художественному руководителю Саратовского академического театра оперы и балета Юрию Кочневу.
Микрофон не показатель
- «Мы все учились понемногу чему-нибудь да как-нибудь…», - писал в свое время классик. Так многие по сей день думают: «Окажись я на большой сцене - и амплуа культурного человека «в кармане». Так ли это на самом деле?
- Вспомните кинофильмы советского периода... Их было очень мало и снимались в них, как правило, выдающиеся артисты. Критерий отбора на роли был весьма серьезным. Сейчас обилие сериалов создает впечатление, что каждый зритель мог бы участвовать в съемках. И многие воспринимают это как подлинный уровень актерской игры. То же происходит в музыке. Если раньше певцами называли Лемешева, Обухова, Козловского, то теперь - любого, кто берет в руки микрофон и начинает издавать звуки. При этом если его соответствующе одеть, а лучше - раздеть, то эффект от выступления усилится (смеется). Большинство сегодняшних телепроектов носят упрощенный вульгарный характер, это уровень, взятый напрокат из шоу-бизнеса.
Мы живем в то время, когда массовая культура, совершенно не связанная с духовными ценностями, буквально «наводняет» телевизионный эфир. Но в связи с этим возрастает значимость серьезного искусства. Оперную партию Германа или Лизы из «Пиковой дамы» случайный прохожий не исполнит. Здесь требуется специальная подготовка и годы работы. Поэтому классическая опера, балет и симфония являются теми факторами, которые на протяжении многих столетий сохраняют высокие критерии искусства. Говоря об уровне культуры в отношении конкретного человека, на мой взгляд, надо иметь в виду как его знакомство с живописью, классической музыкой и литературой, так и деятельность, направленную на сохранение этих высоких образцов.
- Саратов позиционирует себя культурным городом. На деле в театрах и на выставках мелькают одни и те же лица… Их немного. Большинство предпочитает концерты того же Стаса Михайлова или Ваенги.
- Это характерно для всех городов, в том числе и западных. Англия - достаточно просвещенная и культурная страна, но даже она столкнулась с явлением «Битлз» - частицей интернациональной массовой культуры. Вот и на Собиновском фестивале, помимо классической оперы и балета, участвуют Юрий Шевчук, «Смысловые галлюцинации», «Чичерина» - те группы и солисты, которые так или иначе связаны с социальными вопросами, нашей повседневной жизнью.
- …которая, надо признать, не очень щедра к развитию культуры. Сгоревшие филармония и тюз уже стали притчей во языцех. Многие творческие коллективы по сей день не имеют своих площадок для выступления.
- Не надо забывать о том, что в западных странах, в частности Америке, культура финансируется еще хуже, в том смысле, что не финансируется государством вовсе. Во время длительной поездки в США мне пришлось ознакомиться с условиями работы различных фестивалей. Меня поразило то незначительное число учреждений музыкального искусства, которые финансируются из госказны. Большинство концертов проводятся на пожертвования частных лиц и крупных корпораций. А мы ругаем советскую власть за то, что она худо-бедно содержала театры, музеи, библиотеки. Наша проблема в том, что, желая перейти на рыночные отношения, мы не имеем традиции субсидирования из частного кошелька. Перейти на новую форму развития разных видов искусства сегодня так же трудно, как перейти от социализма к капитализму. Многие российские театры остаются на бюджетном финансировании. Что отнюдь не плохо, если учесть незавидное положение той же филармонии и тюза. Другое дело, что это финансирование недостаточное, и нам приходится искать дополнительные средства.
Соцзаказ не указ
- Уместно ли здесь говорить о социальном заказе или, на манер Гамлета, «достойней оказать сопротивленье», сохраняя верность художественному долгу? Что брать за ориентир в развитии, к примеру, театрального искусства?
- Не могу сказать, что мы испытываем какое-либо давление «сверху» или «снизу». Если художник в советский период рисовал только натюрморты, игнорируя портреты передовиков труда, на него смотрели с подозрением. Но времена изменились. Говоря о театре, приходится констатировать планирование: как-никак мы - бюджетники, а значит, должны отчитываться за каждый рубль. Но, на мой взгляд, репертуар должен быть разнообразным как по стилю, так и по жанрам.
- Сегодняшний зритель все чаще хочет видеть на сцене отражение «себя любимого». Набирают популярность спектакли, в которых играют обнаженные актеры… Эта тенденция актуальна для музыкального театра?
- Если говорить о драматическом театре, особенно советского периода, то да: он больше ориентирован на современников. Но в наши дни при существующей «тяге» к спектаклям на «злобу дня» очевиден дефицит ярких произведений, нет идеологического заказа и стимулирования. Плохо это или хорошо, говорить сложно. Да и театры вправе выстраивать репертуар на свое усмотрение: можно сделать акцент на развлекательные, «желтые сюжеты», которые так привлекают зрителей, но тогда и требований к нему будет меньше. Другое дело опера…В этом жанре испокон веков сложилась традиция писать произведения на сюжеты, взятые из исторического прошлого. Тем не менее, время от времени мы ставим произведения композиторов XX века: оперы «Повесть о настоящем человеке» Прокофьева, «Катерина Измайлова» Шостаковича…Что же касается «ню» на сцене, так у нас весь балет - обнаженные актеры (смеется). Это считается нормой.
- Говорят, сегодня нет артистов, есть профессионалы, для которых важно не столько искусство, сколько звания и регалии...
- Воспитание артиста связано с прививанием ему серьезных навыков. Другое дело, как они потом используются. Допустим, студент окончил училище как солист оперы или балета, а работать ему пришлось в мюзик-холле или ресторане. Понятно, что через год-другой он забудет то, чему его учили педагоги. Учебное заведение - это стандарт, а как им распорядится выпускник, зависит от его таланта и жизненных предпочтений.
Досье: Юрий Кочнев родился в 1942 году. Народный артист РСФСР (1990), лауреат Госпремии РФ (1995), действительный член Российской академии искусств, лауреат Фонда им. И. К. Архиповой (серебряная медаль), профессор, кандидат искусствоведения, худрук и главный дирижёр Саратовского театра оперы и балета. Художественный руководитель ежегодного Собиновского музыкального фестиваля.
Смотрите также:
- Оперу упростить нельзя. Стоит ли подстраиваться под вкусы публики? →
- Леонид Сметанников: Саратову не хватает памятника Лидии Руслановой →
- Юрий Кочнев: «Артист должен дарить чувство праздника» →