Глядя на экспонаты «Глиняной карусели» (так называется выставка саратовского мастера Петра Африкантова), невольно думаешь о том, что детская игрушка недаром признана величайшим изобретением человечества.
Благодаря ей мальчики учатся любить и защищать свой дом, а девочки постигают тайны создания домашнего очага. Ни один покемон не в силах соперничать с теплыми и добрыми игрушками из глины. Это потому, что делают их не руками, а душой. «Если начнете мастерить одними пальцами, у вас получится обычный сувенир - холодный и выглаженный до блеска, - утверждает мастер. - А игрушка - дело самое, что ни на есть, душевное».
Родом из тихих селений
Игрушки из глины на Руси лепили испокон веков. Солнечные и добрые, создавались они в тихих русских селениях. И пусть не было в них сегодняшних благ, порождали они вечное и светлое, так сказать, на потребу души. Со временем промысел оказался почти забытым - пластмассовые куклы потеснили ручную лепнину. Сегодня многие были бы рады возрождению игрушечной традиции, вот только далеко не у всех умельцев получается делать фигурки из глины.
Здесь, по словам Петра Петровича, нужны опыт и знания. Сам же пристрастился к народному творчеству почти 20 лет назад. В семье лепили многие: дед, мама, ее сестры, и у каждого из них были свои приемы подготовки глины и способы изготовления игрушек. Казалось бы, нет ничего особенного в работе с благодатным и податливым материалом… Так почему вместо фигурок получаются черепки?
- Саратовская глина - с изрядной примесью извести, - поясняет мастер. - Она после обжига так увеличивается в размерах, что буквально разрывает изделие. Поэтому перед тем как сделать игрушку, с глиной надо повозиться: перетереть, пропустить глиняное молоко через ткань, затем выпарить на солнце. В итоге получается «жженка». Но кроме нее есть «сушка». Она не обжигается, но хорошо высушивается и раскрашивается.
Одной из особенностей саратовской игрушки является то, что она никогда не покрывалась красителем всплошную. Мастера отдавали предпочтения природному цвету глины, благо, что у нас есть и серо-белая, и желтоватая, и коричневая… Нередко их перемешивали, получая не только новые оттенки, но и консистенцию. К примеру, микс из серо-белой и коричневой глины получается теплым и плотным, из него хорошо мастерить свистковые устройства: гуделки, «кукушки».
На разные голоса
Внимательнее присмотревшись к игрушкам-свистулькам Петра Африкантова, можно заметить, что туловища у них по размеру одинаковые, а вот головы и некоторые другие детали - разные. Это делается для того, чтобы задавать высоту звучания. Самые звонкие - маленькие свистки, «кукушки» отличаются более низким «голосом». По сути, это та же гуделка, но объем резонатора подобран так, что при закрытом игральном отверстии она выдает звук «до» четвертой октавы, а при открытом - переходит на «ми». Так и звучит поочередно: «до» - «ми», «до» - «ми», а нам слышится «ку-ку», «ку-ку»…
Из таких свистулек раньше собирали целые коллекции, фигурки отличались не только размерами, но и внешним видом, были медведи, бараны и лошади... Лошадей с развевающимися гривами саратовские мастера особенно любили делать. В этом животном они видели особую поэзию и звучание степных ветров.
Все игрушки Петра Африкантова отличаются своей декоративностью. Сочетание цвета основы, коричневого ямчатого декора и многоцветность росписи придают изделиям своеобразие и неповторимость. Из глины саратовский мастер делает не только игрушки, но и скульптуры, глиняные панно, барельефы.
Кстати: Работы Петра Африкантова официально отнесены к изделиям народных художественных промыслов. Скульптурная композиция «Охота с лайками на медведя» отобрана в фонд ЮНЕСКО.
Смотрите также:
- Татьяна Хаханова. «Новое искусство стало искусственным» →
- Татьяна Хаханова: «Новое искусство стало искусственным» →
- Из леса - со сказкой →