Анатолий Учаев: «Как бы нам не заиграться»

Фото Татьяны Волченко

   
   

Бурные дискуссии вокруг разработанной в 2008 году российским правительством Концепции социально-экономического развития до 2020 года не утихают по сей день. В части «Культура» сказано о постепенном переводе творческих союзов в многофункциональные культурные центры и наделении их юридическим правом.

«Как это будет выглядеть? И не отразится ли это на содержании культурного пласта?» - задается вопросами народный художник РФ Анатолий Учаев.

В беседе с корреспондентом «АиФ - Саратов» академик поделился своим видением ситуации.

«Удержать бы то, что есть»

- С одной стороны, понятно, - размышляет гость нашей редакции, - автономные учреждения нужны для централизации политики. Объединив организации культуры под «одной крышей», мы обретем площадку, где будем говорить о нравственности и сохранении традиций. Не от случая к случаю, как происходит сейчас: то за вышивку «схватились», то про гармошку вспомнили - мол, утратили, надо возрождать - а регулярно...И возрождать-то нам пока нечего, удержать бы то, что есть.

А с другой стороны, каким будет финансирование, и кто встанет у руля национальной политики культуры?

Когда-то работники искусства были идеологическим фронтом, который опекало государство. Да, им не платили больших денег, однако на отсутствие заказов, так же как и мастерских, жаловаться было грех. Нам завидовали за границей. Впрочем, завидовали еще и потому, что мы были из СССР - страны, где сплошные конфликты. Для художников это весьма благоприятная среда. Но справедливости ради: вневременная, поскольку единения в обществе нет по сей день. Как говорят, работай - не хочу! С той лишь разницей, что нет у нас теперь ни мастерских, ни госзаказов.

   
   

- Концепция «предписывает» ориентироваться на потребности социума. Не приведет ли это к упрощению культуры и искусства?

- В любом искусстве главным всегда было содержание, к которому подбирались формы. Сегодня говорят иначе. На конгрессе «Культура как ресурс», проходившем недавно в Ульяновске, мне приходилось слышать заявления о том, что традиции устарели, и пора бы заняться поиском новых форм, в которые можно было бы вместить любое содержание. «В каменном веке, уходя на охоту, люди вдохновлялись пещерными рисунками, - аргументировал один из выступавших. - Когда пора мамонтов прошла, и наступило время тигров, первобытные художники закрасили старые фрески и нарисовали на их месте новые». Нам следует это повторить?! Слышать подобное от известных живописцев просто дико.

Так чего же от нас ждет общество? Какими бы сложными ни были времена, современник был и будет оставаться главным героем живописных работ. И чтобы не быть голословным, приведу в качестве примера триптих. С началом перестройки мы спорили о том, стоит ли нам «выходить в мир»...Так появилась картина, на которой герой открывает ворота.Чуть позже я написал человека, поднимающего себя. Работая над этим сюжетом, уловил краем уха интервью с иерархом вашингтонской церкви, где он говорил, что пока Россия не научится вставать с колен сама, ее не будет. Третий холст - «Над обрывом». Уже и мир открыт перед героем, и крылья у него есть, но они настолько велики, что не помещаются в ворота. Человек летит в овраг.

Мой герой всегда в действии, он сеет, косит... Единственный раз присел перевести дух на картине «Отдых в пути».

На распутье

- Весьма созвучно с сегодняшним днем: искусство словно на распутье. Как удержаться на плаву, оставаясь востребованным живописцем?

- Помню, после окончания Ленинградской академии - это было в 70-х годах, - учитель, изучив мои работы, представленные на конкурс, спросил: «Хочешь быть современным художником?» «Да я и так уже современный: хожу в джинсах...в бары, кафе...» «Это дело твое, - сказал он мне. - Но если есть желание быть востребованным, возвращайся в Саратов». «Как в Саратов? - возмутился я, но все же вернулся на малую родину и продолжил писать простых тружеников. Теперь мои картины представлены во многих музеях России. Ни Москва, ни Санкт-Петербург никуда от меня не делись.

Сложнее обстоят дела у тех, кто только начинает жить. Мне иной раз интересно наблюдать за «растерявшимися» живописцами. Окончив местное училище им. Боголюбова, многие раздумывают: продолжать дальнейшую учебу или нет. Эта растерянность заставляет молодежь скитаться по разным течениям и школам. Приходится отрывать их от этого занятия и заставлять смотреть в себя, на природу и людей, которые нас окружают.

Когда художник утрачивает качество, он теряет себя как художник. Можно долго бегать за осанкой итальянцев или мудростью норвежцев, но это все не то. Я не сторонник такой беготни. Хотя прекрасно пониманию, что наступило время перемен.

Жизнь не то чтобы усложнилась, она стала многостильной и многоформатной, порой даже противоречащей себе. С одной стороны, это отвлекает, а с другой - развлекает. Вот только не надо делать игрой то, чем мы сегодня захлебываемся. Это то же самое, что строить дом: сляпали, обмыли, закусили. А он развалился на следующий день. Все азартно, увлекательно, но дурно!

Помню, как в начале 90-х мы с удивлением наблюдали за тем, как культурнейший Дуйсбург буквально в одночасье превратился в кучу мусора. Оказывается, было модно из хлама и тряпок, в которые сморкались гастарбайтеры, создавать различные инсталляции. К чему привело такое искусство, и как объяснить подобную «эстетику с вонью» простым обывателям?!

Крутят пальцем у виска

- Анатолий Васильевич, раз речь идет о становлении на новый путь развития, пора бы подумать о переоснащении имеющейся системы образования.

- Согласен. Сейчас оставшиеся мастерские выглядят так: мольберт, карандаши и краски...Когда к нам в студию заходил учитель, он не «разжевывал» урок, не объяснял, как орудовать ластиком, а начинал читать стихи - это настраивало на работу. А теперь многие крутят пальцем у виска и говорят: как вы рисуете кисточками, которыми еще Рембрандт писал?! Но разве в этом дело? Если я что-то меняю, это не значит, что я стесняюсь работать привычным материалом. Разве можно от него отказаться? Никогда!..

Да, я приверженец традиций, но с уважением отношусь и к новым технологиям. Но как они будут выглядеть в жизни? Где эти профессора и академики, которые будут готовить новые кадры? Как бы нам в погоне за ноу-хау не растерять накопленный багаж. Ведь именно он является тем средоточием, на котором растет молодежь.

Досье:

Анатолий Учаев родился в 1939 году в Хабаровском крае. Окончил Ленинградский институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина. Член Союза художников РФ. Народный художник России. Лауреат Государственной премии РСФСР им. Репина. Почетный гражданин г. Саратова и Саратовской области.

Смотрите также: