Как бы сильно театральное искусство ни тяготело к классике, зрителю иной раз хочется увидеть на подмостках интерпретацию современной жизни. Взглянуть на себя со стороны. Потому работы финского режиссера Йола Лехтонена о мужчинах и женщинах на грани нервного срыва пользуются такой популярностью. «Как художественный руководитель Саратовского театра драмы я особенно доволен игрой занятых актеров, - говорит в беседе с корреспондентом «АиФ - Саратов» Григорий Аредаков. - Им по силам и классика, и современная драматургия».
«Принято» - не в моде?
- Судя по тому, как быстро раскупаются билеты на премьеру, новый спектакль пришелся многим по душе. Зритель устал от классики?
- Однозначно ответить на этот вопрос очень сложно. Зритель часто ориентирован на бездумные и легкие комедии, но сказать, что поголовно, нельзя. Молодые люди, например, приходящие на «Гамлета», воспринимают его с большим интересом. О чем это говорит? О пробелах в знаниях. Шекспир в школе остается недоученным, а потому спектакль вдруг попал в разряд востребованных публикой. Не играет роли время написания произведения и его «британские корни» - заявленная тема благозвучна современной жизни. Сколько бы столетий ни прошло, человек будет вечно озабочен поиском собственного «я». Это жизненная классика. Не в полной мере, но она присутствует и у современных драматургов. Действия их произведений весьма привязаны ко времени. Взять, к примеру, тот же «Хаос» или «Панику». Да, саратовцы себя узнали - это наша жизнь и повседневность. Я доволен игрой артистов драмтеатра - им удалось создать две группы понимающих людей. И зритель это оценил. Судить же о спектаклях в роли критика я не берусь, поскольку этим занимаются специалисты.
- Чего же не хватает современнику? Постоянно куда-то спешим и лихорадочно высчитываем время; мы забываем о чувствах...
- Сегодня в дефиците то, чего не хватало всю жизнь. Людям нужна помощь в поиске того, что называется счастьем. Понятно, что у каждого оно свое, но как оно выглядит?! Во всей своей красе его способна показать культура - она является наследием и достоянием, которому нужна поддержка. Если раньше было «принято» собираться и петь хоровые песни, ходить в театры и филармонию, то теперь об этом слове забыли. Чтобы вспомнить о нем как духовном источнике, нужны конкретные примеры. Мы же знаем, что появлению хорошей баскетбольной или волейбольной команды может способствовать интерес власть имущих лиц. Почему бы им не полюбить культуру? Хорошо бы, если слово «принято» прочно вошло бы в лексикон руководителей «от мала до велика» и сочеталось бы с понятием «ходить в театры».
Все откладывается на «потом»
- В свете недавних событий - я имею в виду приезд вновь избранного президента - культурная жизнь Саратова обещает воспрянуть духом.
- Я радуюсь тому, что планируют привести в порядок все фондохранилища и здания культурных учреждений. Мы привыкли ассоциировать Саратов с высокой духовной культурой и воспринимаем сей факт как должное. Но что за парадокс?! При наличии академических театров, филармонии и цирка у горожан нет возможности послушать живой оркестр или полюбоваться работами великих художников. Так исторически сложилось, что жители Сочи очень редко купаются в море, а жители Санкт-Петербурга почти не ходят в Эрмитаж. Все это откладывается на «потом». И в этом резиновом «потом» проходит без малого целая жизнь. Если раньше Ленин призывал «повернуться лицом к деревне», то в наши дни было бы неплохо «повернуться лицом к искусству». И, я так думаю, тенденция уже наметилась. Коснется ли она театров, в том числе? Отремонтированные дороги и жилье для военнослужащих - это безусловный плюс не только для отдельно взятого человека или конкретной семьи. Обустроенный быт и жизненный комфорт наверняка спровоцируют желание почаще посещать театры, выставки и кино. Все это непременно скажется на работе культурных учреждений: и статус поднимет, и стимул появится.
Голый пупок - это плохо!
- Чем драматический театр будет радовать зрителей в ближайший сезон? Что можете сказать о настроении актеров?
- В репертуаре нашего театра спектакли весьма разноплановые. Будем ли мы ставить современную драматургию? Да. Она востребована публикой не меньше классики. Что же касается актеров, могу сказать: они играют с удовольствием. Так было 5 и 10 лет назад. За четверть века своей работы со студентами я заметил в них лишь внешние перемены: было время, когда девушки, следуя моде, ходили с оголенным пупком. Это плохо! И не только потому, что вредно для здоровья, но еще и в силу «стадного» мышления. Желание быть как все - это признак отсутствия вкуса. Когда мода становится униформой, модницы теряются в толпе. Вспомните 60-е годы минувшего столетия: короткие юбки украшали далеко не всех. В наши дни, к большому счастью, приверженность безвкусице прошла. Молодежь куда больше стала уделять внимание тндивидуальности. Это отражается и в одежде, и на поведении. Время не стоит на месте, а вместе с ним меняемся и мы.
- Григорий Анисимович, а что можете сказать о своих творческих планах?
- Как говорил Лев Толстой, «если буду жив», то сыграю в следующем сезоне. Но поскольку труд актера во многом зависим от автора пьесы и ее режиссера, он становится мало предсказуемым. Любой спектакль - это чудо, обусловленное влиянием погоды, самочувствием артистов, электроосвещением и рядом сопутствующих факторов. Его нельзя прогнозировать. Это было под силу разве что барону Мюнхгаузену.
Смотрите также:
- Игорь Баголей: «Мусора в головах не меньше, чем на городских улицах!» →
- Театр, который потрясает. От спектакля должно оставаться послевкусие. →
- Театры на грани вымирания? →