Павел Маскаев: «Ценности бывают и нематериальными»

   
   

На днях в Доме искусств и в Союзе художников открылись персональные выставки заслуженного художника России Павла Маскаева. Все его 160 работ, выставленные в двух залах, посвящены живописнейшему уголку нашей области - городу Хвалынску.

В беседе с корреспондентом «АиФ - Саратов» Павел Маскаев, председатель Саратовского отделения Союза художников, удостоенный золотой медали Союза художников России и диплома галереи «Эстетика», рассказал о непростом положении творческой личности в современном мире, ее зависимости от социального заказа и равнодушии чиновников к саратовским живописцам.

Несостоявшийся Мичурин

- Как сказал в свое время Евтушенко: «Поэт в России - больше, чем поэт». А что, на ваш взгляд, призван выражать в своих работах художник? Насколько он социально востребован?

- Творческая личность - будь то актер или писатель, музыкант или живописец - всегда стоит особняком в современном ему обществе. А почему? Да потому, что живет своими ощущениями от происходящего и пытается изъясняться на языке искусства. Думаю, что в искусстве нет случайных людей. Когда-то, в школьные годы, я очень хотел посвятить себя научной деятельности и стать, как Мичурин, селекционером, выводить новые сорта груш и яблок. Иными словами, заниматься полезными для социума делами: здесь и сейчас. Но не сложилось, поскольку я не прошел конкурсные испытания при поступлении в сельскохозяйственный институт. Видимо, судьба предначертала мне стать живописцем. Тем более, что к рисованию я тяготел с детских лет. Как сейчас помню: на одной из первых моих работ был изображен пограничник с автоматом в руке, охраняющий государственные рубежи. Тема малой родины с тех самых пор меня не покидала. А со временем пришло осознание того, что творчество - такое же служение Отчизне, как любое другое: в роли военного, ученого или земледельца. Другое дело, что художник зачастую остается непонятым современниками. Хотя живет с ними в одной стране, одном городе и даже - на одной улице; питается теми же продуктами, напичканными химией, имеет тот же состав крови…Для того, чтобы его работы, сотворенные на подсознательном уровне, стали востребованными, необходимо время. Вспомните мировую историю с многочисленными примерами не признанных при жизни мастерами живописи. По их работам сегодня читают события столетней давности.

- Многим представителям культуры такое положение дел только на руку. Может ли искусство быть рабом материального достатка? Сегодня пишут и экранизируют зачастую только то, что пользуется социальным спросом.

- С этим я не совсем согласен. Наряду с популярными мыльными сериалами телевизионная программа, на мой взгляд, предлагает достаточное количество достойных внимания художественных и документальных лент. То же самое можно наблюдать и в музыке, и в живописи. А потом, если художник будет писать картины на заказ, это будут уже не картины, а поделки, подобные тем, что продаются на проспекте Кирова. Он скатится на уровень потребителя, который действительно не слишком высок. Я долгое время радовался тому, что в нашем городе не было развалов живописи, как на Арбате в Москве или на Невском проспекте в Санкт-Петербурге. Это свидетельствовало о наличии культуры в нашем городе. Улица не место для творческих работ, любоваться ими нужно в выставочных залах. Но, к сожалению, это далеко не все понимают. Изменилось отношение к культуре, живописи, и сама живопись тоже изменилась. Да, многие уже не рисуют так «гладко», как в XVIII - XIX веках, все больше используют новые материалы и краски - это сильнее воздействует на эмоции. Ведь художественное произведение - это не зеркало, не фотография. Это сумма накопленных и пропущенных сквозь сердце переживаний и чувств. Пусть это будет невзрачным пятном, названным по неосторожности мазней, но это тоже - мироощущение, это впечатление от современной жизни. Именно такой она видится художнику.

- Если учесть, в каких условиях саратовским живописцам приходится выживать, в таком мировосприятии нет ничего удивительного.

- Печально, но это - факт. Так исторически сложилось, что Саратов не испытывает к художникам теплых чувств. Ни Борисов-Мусатов, ни Петров-Водкин, ни Павел Кузнецов не смогли здесь прижиться. До перестройки было время относительного благополучия, но все вернулось на круги своя. До сих пор идет передел собственности. Многие скажут, что жить стало лучше и дышать свободней: не стоим за товаром в очередях, практически не ездим на общественном транспорте…А живописцы живут по-прежнему бедно - не только потому, что их работы не востребованы обществом, но еще и по причине равнодушного отношения чиновников. Да, они уделяют достаточное внимание театральному и музыкальному искусству. Но вот - парадокс: на фоне строительства нового ТЮЗа саратовских художников лишили сразу двух зданий, повыгоняли из мастерских. На нас зачастую смотрят как на потребителей, которые страждут получить в безвозмездное пользование энное количество квадратных метров. При этом сами чиновники зачастую преследует алчные цели и представляются теми, кто хочет получить для города деньги. Но ведь ценности бывают и нематериальными!

В будущее - с оптимизмом

- Говорят, что прогнозы - дело неблагодарное. И тем не менее, с каким настроением ожидаете завтрашний день?

- По натуре своей я оптимист и в завтрашний день смотрю с надеждой. Буду продолжать работать творчески и радовать неравнодушных своей живописью. Художник не может останавливаться на достигнутом. Чтобы не потерять чувство красоты и гармонии, чувство ритма и цвета, он должен находиться в постоянном творческом процессе. И если власть не считает нужным обеспечить его необходимыми условиями, он будет творить на кухне собственной квартиры. Меньше любить свой город и переживать за его дальнейшую судьбу он от этого не станет, но очевидно: отсутствие творческих мастерских не способствует развитию культуры.

Досье: Павел Александрович Маскаев родился в 1951 году в Ашхабаде. В 1978 году окончил Саратовское художественное училище им. А.П. Боголюбова. Начиная с 1986 г. постоянный участник областных, зональных, всероссийских выставок. Мастер пейзажа и натюрморта. Член Союза художников России с 1989 г., заслуженный художник РФ (2002), с 1996 г. - председатель Саратовского отделения Союза художников России.

   
   

Смотрите также: