Н. Бунин: «Творческая личность зависит от чиновника»

   
   

Не найти на карте мира одинаковых городов - у каждого свой неповторимый колорит. Он восходит корнями к истории, дышит временем, живет памятью. А лицом его является архитектура.

О Саратове старом и новом, о развитии в нем монументального искусства корреспондент «АиФ - Саратов» беседовала со скульптором и художником Николаем Буниным.

Искусство - это застывшая мысль

- Николай Владимирович, какую роль искусство играет в нашей жизни? Каким смыслом сегодня наполнено слово «художник»?

- Как ни печально констатировать, но творческая личность в наши дни предоставлена сама себе. Было время, когда она была востребована государством, имела постоянный соцзаказ - да, не всегда созвучный с творческим порывом мастера, его художественным направлением, тем не менее, стабильно оплачиваемый. Ваяли из бронзы, бетона, гранита передовиков сельскохозяйственного производства да героев войны и труда, ковавших Великую Победу в тылу и на передовой. Их беспримерный подвиг был важным элементом воспитания молодых людей, а теперь - не более, чем страница истории. Распался Советский Союз, развалили колхозы, о былом благополучии в памяти остались временем полуразрушенные памятники…У реорганизованных хозяйств нет ни возможностей, ни средств на их восстановление. Нет соцзаказов и от государства. Творческая личность в наши дни зависима от частника, от непредсказуемого рынка. Одних на нем признали, других - нет.

- Вместе с тем появилась свобода выбора. Куда, на ваш взгляд, движется искусство современности? Что приветствует сегодняшний зритель?

- Зритель не имеет права диктовать, он должен думать, восхищаться. Ведь произведение искусства - не пустой звук, не трафаретная реальность, это застывшая мысль. Научиться ее читать непросто. Это нужно делать в сравнении, полагаясь на «внутренний редактор». Первосортных и второсортных художников было много во все времена…Взять, к примеру, того же Модильяни, Врубеля или Ван Гога, не признанных современниками. Теперь их работам отвели разделы в учебниках, переоценили и признали. Сама история, казалось бы, возвела их в ранг классиков. Возможно, то же произойдет со временем с одним из художественных явлений современности - будь то перфоманс, инсталляции или что-то еще. Их нельзя называть антиискусством просто потому, что они не нашли своего зрителя. Каждый из нас имеет право говорить: «Да, я так вижу, я так понимаю». И каким бы ни был посыл - положительным или отрицательным, - если он есть, есть повод говорить об искусстве, наличии творческого «я». Художник без индивидуального «лица», каким бы он ни был образованным, не состоится никогда. И как бы он ни старался, научиться чувствовать нельзя, это врожденная способность. Через образ творческая личность воплощает свое мировосприятие, так сказать, художественное видение жизни.

«Саратов равнодушен к художникам»

- А легко ли быть художником в Саратове? Что можете сказать о пластике нашего города?

- Каждый город имеет свой колорит и, конечно, свою историю. Где-то к ней относятся бережно, а где-то - не очень. Отношение саратовцев к памяти не могу назвать достойным. У нас много памятников старины, но, к сожалению, недостаточно совести для того, чтобы содержать их в надлежащем виде: все, что можем - разводить руками, глядя на их разрушение. Ветхие исторические фасады зданий у нас завешаны баннерами, обезображены разными пристройками. В то время, как Европа бережет свое архитектурное наследие, мы его нещадно расточаем. Да и к художникам, кстати сказать, отношение не лучше. Вместо того, чтобы сосредоточить свои мысли на работе, приходится думать о протекающей крыше и гуляющем по мастерской сквозняке. Об искусстве, кажется, напрочь забыли.

- Располагает ли город возможностью и пространством для появления новых культурных объектов?

- Свободного пространства в центре крайне мало, наш город достаточно компактен и к тому же не очень благоприятен для архитектуры, поскольку географически находится в «яме» - дышать в Саратове нечем не только художникам. Но если размышлять о памятниках как об объектах культуры, - да, в городе их недостает. Рассудите с позиции иногороднего гостя: любой туристический маршрут подразумевает знакомство с местными легендами. В Саратове их предостаточно, а памятников - нет. Взять, к примеру, Булгакова, Петрова-Водкина, Павла Кузнецова или Борисова-Мусатова…Имена мирового масштаба, тесно связанные с нашим городом. Здесь уместно было бы сказать и о символике, которая фактически отсутствует. Почему бы исторически не закрепить на въездном знаке информацию об основателях Саратова?! Кем он создан, чем он жил?.. Вместо этого - год основания и три серебряных стерлядки.

- Николай Владимирович, а можно ли, на ваш взгляд, возродить интерес к скульптуре и что для этого нужно сделать?

- Было бы нелишним организовать в Саратове симпозиум по камню, как это делают в Самаре, Пензе, Липецке, Тамбове, Нижнем Новгороде. Это привлечет внимание общественности к городу, задаст новый вектор развития монументальной скульптуре. Молодежь потеряла интерес к этому виду искусства, не видит перспектив в художественном образовании. А ведь это наш завтрашний день, связующая нить времен. Это наша история и культура. Хотелось бы еще, конечно, чтобы власть к нам проявляла больший интерес, хотя бы на уровне создания условий для работы. Они пока оставляют желать лучшего.

Смотрите также: