Задуматься всерьёз
- Татьяна Викторовна, на ваш взгляд, каков сегодня уровень отечественного кино?
- В последнее время мы привыкли говорить о том, что российский кинематограф находится на подъёме. Потому что до этого был довольно большой провальный период, когда не было возможности вообще что-то снимать. И вдруг в этом году на российском кинофестивале «Окно в Европу» жюри отказалось выбирать победителя основной конкурсной программы, потому что было разочаровано представленными картинами. Фильмы сравнивали с «дешёвой лапшой» и «собачьим кормом»! А когда известные кинематографисты делают такие заявления - это повод задуматься всерьёз.
Выделяемые у нас на кино средства несравнимы с бюджетом голливудских картин. Наши режиссёры-документалисты постоянно говорят о недостатке финансирования. Если в прошлом году господдержку получали 300 документальных картин, то в этом году их 118. И более 90 фильмов − под вопросом (в том числе и наша картина): если дополнительные деньги не выделят, то их не снимут. А если посмотреть неигровые фильмы, которые получили господдержку в предыдущие годы, возникает множество вопросов. Картины, которые являются серьёзным творческим высказыванием, можно пересчитать по пальцам!
- Но документальный фильм ведь можно снять и без особых затрат?
- Для участия в предстоящих «Саратовских страданиях» мы получили больше 120 работ. И далеко не все из них имеют большое финансирование. Есть картины, которые буквально сняты на телефон. Я только что посмотрела двенадцатиминутный российский фильм «Встреча с медузой». Вся картина - монолог молодого человека о том, как ему хотелось жить в США. Это нормальное желание, поскольку сегодня всюду пропагандируют, как «там хорошо, а у нас плохо». Молодой человек выучился на официанта и поплыл на круизном лайнере в кругосветное путешествие. Когда пароход оказался у берегов США, парень прыгнул ночью в океан и 9 часов находился в воде! Попав в Америку, он долгие годы пытался там работать и жить. Но оказалось, что счастье ждало его здесь: он вернулся в Россию, где у него теперь есть жена и ребёнок. Фильм не требовал никаких затрат. Мне кажется, его стоит включить в программу фестиваля. Пусть посоревнуется с серьёзными картинами, на которые были потрачены большие деньги!
Заявить о себе
- Много ли у нас одарённых кинорежиссёров?
- Одарённых много, но мало тех, кто умеет распорядиться своим даром честно, ответственно и храбро. Молодой части режиссуры нужно иметь много смелости, чтобы заявить о себе. Всегда есть страх, что не всё получится. Нежелание оказаться под ударом очень часто играет против самих авторов. Некоторые взрослые режиссёры всю жизнь снимают приличное кино и боятся сделать шаг, который может вызвать нежелательную реакцию. А настоящий художник выделяется из толпы своей способностью нетривиально мыслить. Лишь единицы сегодня мы можем назвать режиссёрами-мыслителями, при этом владеющими современным киноязыком. Андрей Звягинцев, к примеру (последний фильм - «Левиафан»), берёт традиционные составляющие и, как из пазлов, бесстрашно складывает из них новые смыслы.
В своё время в Саратове была очень сильная документальная школа. Наш Дмитрий Алексеевич Луньков - звезда первой величины. И чем дальше уходит время, тем больше мы понимаем масштаб его вклада в документалистику, его умение выделить человека из толпы и рассказать о нём как о посланнике своего времени. Серьёзный представитель современного документального кинематографа - Мария Кравченко, которая закончила Саратовский университет, училась во ВГИКе. Два её документальных фильма «Части тела» и «Собиратели теней» получили награды на «Саратовских страданиях» и других престижных фестивалях. Снятый саратовцами Ольгой Яковлевой и Григорием Гришиным фильм «Ключ для заводного апельсина» будет показан на фестивале в Нью-Йорке. Своё дебютное кино «Пьедестал на окраине» в этом году представила Екатерина Русакович. На первый взгляд, в картине о сельском предпринимателе нет никакой экзотики, но там спрятаны темы, которые сможет увидеть очень внимательный, думающий зритель.
- На ваш взгляд, насколько востребовано зрителем неигровое кино?
- Сейчас такое количество каналов на телевидении, что если и показывают документальное кино, то его очень трудно найти. Только специализированные каналы демонстрируют фильмы, которые являются классическими представителями жанра. Поэтому понятие большинства зрителей о документальном кино смазано «подделками» на экране про трудную жизнь звёзд и страдания несчастных миллионеров. Прокат серьёзных неигровых фильмов по-прежнему находится в зародышевом состоянии - в них не заинтересованы дистрибьютеры. Хотя некоторые документальные картины вполне сопоставимы с блокбастерами. К счастью, сейчас проходит несколько фестивалей, которые дают возможность увидеть настоящее, большое документальное. Мне кажется, что за 12 лет существования «Саратовских страданий» у нас сформировалось сообщество, которое испытывает потребность в хорошем неигровом кино. И мы его стараемся демонстрировать.
Пересмотреть взгляды
- Каким фильмом в октябре откроется двенадцатый телекинофестиваль?
- Фильмом «На пороге страха», снятым режиссёром Герцем Франком в соавторстве с Марией Кравченко. Картина рассказывает про молодого человека, который в 1995 году убил премьер-министра Израиля Ицхака Рабина и получил пожизненное заключение. По его словам, он «защищал народ Израиля от Соглашений в Осло» (двусторонних секретных переговоров, цель которых - урегулировать израильско-палестинский конфликт - ред.). Параллельно показана судьба семьи, переехавшей в Израиль из России. Супруги занялись благотворительной деятельностью, касающейся заключённых. Они встретились с этим молодым человеком, и женщина в него влюбилась! Она ездила в тюрьму, добивалась с ним свиданий. В результате у неё родился ребёнок, с которым отец постоянно общается по телефону.
В Израиле эту картину запретили к показу на одном из крупных фестивалей, но кинематографическое сообщество добилось того, что её увидели люди. Конечно, Герц Франк хотел рассказать не просто историю любви террориста и приехавшей из России женщины. В этом фильме много его размышлений о жизни и её итогах (он умер во время съёмок). Один из вопросов, которые он предложил в фильме: «До какой степени человек должен защищать ценности своей религии и культуры?».
- Вы уже упомянули, что в этом году на «Саратовских страданиях» будет затронуты больные темы…
- Несколько серьёзных кинематографистов сегодня занимаются темой детей-аутистов. И мы хотим не просто включить их фильмы в программу фестиваля, но и продолжить разговор, начатый два года назад фильмом «Антон тут рядом» Любови Аркус, который сама режиссёр представляла в Саратове. Рядом с нами таких детей становится всё больше. Мне кажется, что это - некий знак того, что мы слишком много говорим, но не слышим друг друга.
В этом году на конкурс пришло несколько фильмов о жизни женщин, вернее, о рабстве, в котором многие из них пребывают. Один из них - из США. Главная героиня - афроамериканка лет 45, которая много лет была проституткой на улицах Чикаго. Потом её жизнь переменилась, и она открыла фонд помощи таким женщинам. Этот фильм о том, как девушки попадают в рабство, настоящее и духовное, и как у них всё меньше остается прав и свобод. Некоторые мужчины продолжают настаивать на том, что противоположный пол - ущербная часть человечества. В нашей стране периодически ведутся разговоры о том, что следует легально открыть публичные дома. И одновременно с этим мы рассуждаем об укреплении семьи, о необходимости человеку быть нравственным... В ходе фестиваля, я надеюсь, будет возможность на эти темы поговорить.
Смотрите также:
- Сергей Сантьяга: «Музыкальная критика как таковая в Саратове отсутствует» →
- Павел Маскаев: «Ценности бывают и нематериальными» →
- В Саратове выступит группа «ДДТ» →