Сегодня мало кто задумывается об изобретении звукозаписи в те времена, когда еще не было привычных для нас радиол и музыкальных центров, которые можно купить в любом магазине электроприборов. Саратовские филофонисты долгое время собирались в ДК «Россия», чтобы насладиться звуками прошедших эпох да обсудить преимущества старой звуковоспроизводящей техники.
Полезное увлечение
- На граммофонных вечерах иной раз приходилось слышать нелестные отзывы о гениальных изобретениях минувших эпох, мол, записи старомодные, звук не регулируется, ручку патефона надо постоянно крутить, - рассказывает коллекционер виниловых пластинок, историк-краевед Юрий Сафронов. - А как спросишь этих «знатоков»: кто, когда и где изобрел, например, фонограф, - так они пожимают плечами.
Первая демонстрация этого аппарата в Саратове прошла в городском театре в сентябре 1878 года. В рекламе значилось: «В 1-й раз фонограф или новая говорящая машина, последнее изобретение американца Эдисона». А через 17 лет в наш город из Америки привезли усовершенствованную модель, которая воспроизводила пьесы лучших певцов, рассказчиков и музыкантов. За прослушивание 4-х записей взрослые платили 25 копеек, а дети и учащиеся - 15.
Первое время звуковоспроизводящую технику демонстрировали как диковинку, позднее стали продавать всем желающим. В доме Юрьева на Немецкой улице в 1889 году была совершена попытка соединения фонографа с кинематографом, но фонограмма не всегда четко соответствовала действу, происходящему на экране, - это раздражало зрителей.
На рубеже двух веков на смену фонографу пришел граммофон, а вслед за ним было налажено дешевое производство пластинок.
- Самый распространенный в то время инструмент в Саратове можно было купить в магазинах Сыромятникова, Тидельмана, Абачина и Орлова и др. Здесь же предлагался полный репертуар двухсторонних зонофоновских пластинок, - констатирует гость редакции.
Сродни раритету
Сегодня редко, но все еще можно встретить стереофонические пластинки фирмы «Мелодия» - самого известного из существовавших некогда производителей. Они появились в продаже не сразу: когда механические граммофоны и патефоны уступили место электрическим звукозаписывающим и звуковоспроизводящим системам. Но подавляющее большинство любителей музыки коллекционируют современные записи, зачастую игнорируя «виниловые раритеты».
- Равнодушны к ним и государственные хранилища, - не без сожаления говорит Юрий Александрович. - Целенаправленно сбором дореволюционных грампластинок не занимается даже Центральный государственный архив звукозаписи СССР.
Сохранить же все богатство музыкальной культуры частным коллекционерам не представляется возможным.
Меж тем есть целый ряд произведений, записанных на пластинках и связанных с музыкальным прошлым нашего края. В их числе - «Саратовская» (плясовая) в исполнении оркестра гармоний под управлением Соловьева и Бруева, «Марш 108-го Саратовского полка»; «Саратовские частушки» (страдания) Л.А. Руслановой, «Саратовские припевки» солисток Волжского русского народного хора Р. Навалихиной, М. Локтевой, М. Советовой, Л. Орловой и другие.
Кстати: Первая пластинка для записи имела цинковую основу, на которой был нанесен слой воска. Впоследствии их производили из шелака с добавлением сажи. Пластинки из винилита (сложное химическое вещество) стали делать после Великой Отечественной войны.
Смотрите также:
- Леонид Сметанников: «Для шоу или ресторана вполне приемлем «пугачевский» уровень» →
- Ю. Кочнев о предпочтениях саратовской публики →
- Денис Марьев. Музыка не прокормит →