Виктор Григорьев: «Экспериментировать нужно в меру»

Фото:

   
   

На пути к признанию Виктор Григорьев сменил не одну профессию. «И все они были весьма далеки от искусства», - уточняет народный артист России, недавно отметивший 30-летний юбилей творческой деятельности.

В беседе с корреспондентом «АиФ - Саратов» ведущий солист академического театра оперы и балета поделился своим мнением об отношении к классике и ее роли в формировании личности.

Новые лица - редкость

- Виктор Сергеевич, с учетом обширной географии ваших выступлений, что можете сказать о саратовской публике? Насколько изменились ее притязания за последние годы?

- Выходя на сцену, редко замечаю среди зрителей новые лица. И не только потому, что опера - искусство для зрелых и посвященных, но и по причине воспитания. Если при царе верили в Бога, а при Советах - в коммунизм, то теперь у народа нет идеологии. Как говорят про спасение - это дело рук самих утопающих. Обратите внимание на звуки, раздающиеся из несущихся машин. Это разве музыка? «бум-бум» или «дыц-дыц» …Не больше чем шумовое оформление, на котором мы воспитываем свою смену. Или та же эстрада с обилием так называемых звезд с говорящим определением «поп-»?! Отберите у них микрофон, и вы услышите естественный «голос» современной эстрадной культуры. Когда-то было время репродукторов, транслирующих классику, и молодежи волей-неволей приходилось ее слушать, а теперь при обилии телевизионных программ она не знает даже самых простых вещей. Не то чтобы сходить послушать оперу, как было нормой в годы моей молодости, затрудняются порой даже сказать, где находится оперный театр.

- Возможно ли, на ваш взгляд, изменить ситуацию? И как бы вы охарактеризовали элементы модерна в классических сценах? Насколько будет убедительным Онегин в джинсах?

- Экспериментировать, конечно, нужно, но в отношении классики - с большой осторожностью. За отсутствием в этом деле таланта и ума постановку заранее можно считать обреченной. Однажды к нам приехали артисты из Москвы, поставили на сцене стол со стулом и отыграли так, что по сей день об этом помнят. Убедительно и ярко.

Нельзя коверкать классику до неузнаваемости, как это приключилось с тем же «Евгением Онегиным», извращенным настолько, что даже у неискушенного зрителя его постановка вызвала недоумение. А раз увидев такое, он вряд ли захочет вернуться в театр повторно. Классика должна быть классикой, иначе мы рискуем остаться вовсе без зрителя.

За уши не притянуть

- Так чем же его можно удержать в театре?

- Красивыми декорациями и качественно исполняемыми партиями. Театр как искусство синтетическое состоит из музыки и оформления. Пусть останется не до конца или совсем не понятым смысл исполняемого произведения, но человек покинет зал с чувством гармонии и красоты. Людям ведь нужен не только хлеб, но и зрелища. Конечно, за уши нам всех не притянуть, и тот, кто не был причастен к искусству в молодые годы, в зрелости вряд ли к нему потянется. Это из области восприятия и насыщения духовной пищей.

- Не находите в бездуховности большинства отпечаток нашего уровня жизни?

- Я бы сказал, что люди не нищие, а бедные. И все потому, что чиновники наши живут в какой-то другой стране. Создают там валютные фонды и привлекают иностранных инвесторов, а наши заводы и фабрики наряду с этим сворачивают свое производство. В целом наша жизнь давно перешагнула время нескончаемых очередей. Если раньше мандарины видели лишь в новогодних подарках, а петушок на палочке был праздником души, то теперь все это ешь - не хочу, были бы только средства. И не стыдно ли при этом государству за детские пособия и за прибавку к пенсии в 500 рублей?!.. Оно не первый год пытается не дать, а отобрать последнее у нас. Да, реформы необходимы, но грамотные и продуманные, чтобы жизнь была лучше не только на бумаге, а на самом деле.

Хотел бы выступить за границей

   
   

- Виктор Сергеевич, поделитесь секретом своего творческого долголетия.

- Я очень люблю свою профессию, хотя пришел в нее довольно поздно. С детских лет участвовал в художественной самодеятельности, а когда пришло время определяться со специализацией, решил пойти по пути наименьшего сопротивления и поступил в пединститут на спортфак. Но, к счастью, вовремя одумался и понял, что это не совсем мое, хотя здоровьем обладал отменным и профессионально занимался десятиборьем. Любовь к музыке все же взяла верх. Окончил консерваторию, поступил на работу в оперный театр. Было время, когда мне приходилось совмещать выступление на сцене с подработкой в качестве плотника, монтировщика, столяра и даже ночного сторожа. Ведь я прекрасно понимал, что основной мой источник дохода не прокормит семью. Так решило за нас государство. Но теперь за моими плечами уже 30 лет творческой деятельности и практически все известные басовые партии мировой оперы. Но есть у меня и мечта - я хотел бы выступить за границей.

- А чем занимаетесь в свободное от работы время?

- Лето провожу, как правило, на даче. Люблю порыбачить на удочку. Много читаю. Дабы не отстать от жизни, купил себе электронную книгу - она всегда при мне, где бы я ни был. И, конечно, слушаю музыку и пою. Любовь к пению мне привили родители, и я им за это безгранично благодарен.

Досье: Виктор Сергеевич Григорьев родился в 1951 году в Пугачеве. По окончании консерватории в 1981 году был приглашен солистом в Омский музыкальный театр. В Саратовском академическом театре оперы и балета работает с 1988 года. С 2002 года артист совмещает работу в театре с педагогической работой на кафедре академического пения в Саратовской государственной консерватории им. Л. В. Собинова.

Смотрите также: