Аферист или праведник: Почему Остапа Бендера так любит зритель?

В наступившем году любители тонкого юмора и острого слова отмечают 90-летие выхода в свет знаменитого романа «12 стульев». Саратовский ТЮЗ им. Ю.П. Киселёва отметил юбилей одноимённой постановкой.

   
   

С исполнителем роли «великого комбинатора» Алексеем Кривегой пообщался наш корреспондент.

«Турецкоподданный» из Саратова

- Знаете ли вы, что О. Бендер наш земляк? Как думаете, почему в двух знаменитых романах Ильфа и Петрова действие начинается в Саратове или Арбатове?

- С самого начала репетиций «12 стульев» все только и говорили: «А ты знаешь, что?..». Но конкретная привязка к нашему городу - это, скорее, «Золотой теленок», где и жизненная ситуация, и сам Бендер другой - его уже убивали! - и афёры помасштабней. На самом деле у Остапа был реальный прототип Осип Шор, в нём ключ к пониманию характера «великого комбинатора». Ося - человек фантастической судьбы. В. Катаев, можно сказать, подсмотрел и «подарил» Ильфу и Петрову приключения прототипа будущего героя, побывавшего за свою бурную жизнь и «гроссмейстером», и «художником», и даже главой уездных «борцов с большевизмом». История про «страстного мужа» тоже имела место в биографии Осипа Шора. Вообще он постоянно влипал в невероятные истории, даже не вошедшие в роман. Будучи сотрудником Одесской ГубЧК, после кровавой перестрелки с бандитами (причём на нём не осталось и царапины!) стал личным врагом самого Мишки Япончика.

Невероятно, но я даже какую-то связь с настоящим Осипом чувствую. За четыре дня до премьеры, когда перечитывал его биографию, возникло ощущение, что я этого человека знаю. Буду в Москве, обязательно схожу к нему на могилу на Востряковском кладбище.

А что О. Бендер наш земляк, не знаю. Скорее всего, это миф, которым мы можем гордиться. Не у каждого города есть такая славная легенда. Насколько это имеет отношение к реальности - кто знает. Да это и не важно!

Секрет обаяния

- Отчего мошенник-авантюрист так симпатичен публике?

   
   

- Остап не врет, когда на вопрос «Зачем вам деньги?» отвечает: «Из принципа». Ему важен не результат, а сам процесс, всплеск адреналина. Ему жизненно необходимо быть все время на острие, на пике.

На мой взгляд, перед нами не просто плут, ищущий выгоды. Это особый вариант Робин Гуда. Бендер никогда не обманывает, не идет на аферу, если видит перед собой человека честного и порядочного. Обратите внимание, что и по грехам каждого из персонажей можно «отсортировать» - алчность, жадность, глупость. Каждый получает по заслугам, он как бы взял на себя миссию Высшего суда.

Откуда берется такой градус существования?! Ведь у Бендера колоссальное желание жить. Он зубами в эту жизнь вгрызается. Хотя чувствует, что движется к скорому концу. Поэтому быстрее, быстрее, быстрее успеть наесться жизнью. Это дает ему душевный мотор. Но он сгорает, верша суд праведный. В этом есть романтизм настоящий, а не «цветочки-бабочки». Человек борется за справедливость, в том числе и сам с собой. Поэтому его смерть в финале приобретает метафизический смысл.

Любовь за отчаянность

- На премьеру «12 стульев» пришло много молодёжи. С точки зрения поколения «мелениумов» Бендер успешный бизнесмен, актер или аферист?

- Сам Остап утверждал, что в молодости играл Гамлета. Хотя на кураже он мог все это и выдумать. Репетируя спектакль, мы поняли, что герой очень точно и быстро считывает человека. Мгновенно схватывает любые пороки и слабости и виртуозно «хамелеонит». На людей, радеющих только о кошельках, смотрит иронично и презрительно. Ему смешны граждане, дрожащие за свое имущество. У самого же деньги не задерживаются - легко их добывает и так же легко расстается. У него всего одна слабость: серый в яблоках костюм. Выцыганив у Кислярского 500 рублей, тут же покупает себе заветную экипировку. А Кисе - новенький пиджак и капитанскую кепку, известную всем по экранизациям романа. Авторы одели героя в «мечту», чтобы перед смертью мы увидели его счастливым. Это как Элвис, который с детства грезил подарить маме белый «Кадиллак».

Путь из столиц

- Мечтаете о московских сценах, съемках в кино, ТВ-сериалах?

- До сих пор знакомые и друзья нет-нет, да и спросят: «Почему в Москву не едешь? Что тебе Саратов?».

Я с этим категорически не согласен. У меня, как у Бендера, есть свой «серый в яблоках костюм». Зачем искать счастья на стороне? Надо поднимать уровень до столичного в родных пенатах. У нас в ТЮЗе немало спектаклей, о которых уже говорят за пределами Саратова. Пусть из столиц едут к нам, говорят о саратовском театре, саратовской школе. Мне очень не хочется слышать «Вот в Москве - это да!». Будет и в Саратове, мы за это бьемся.

Неправильно, что если человек одарен, то должен собрать чемодан и ехать куда-то. За бесконечными стремлениями вспыхнуть, попасть на обложку теряется глубина. Зачем лезть в эти бесконечные ток-шоу? Артист должен понимать, что он артист. В этом, главным образом, профессионализм и заключается.

По окончании театрального еще долго посещал занятия по мастерству любимого учителя Александра Галко. Захожу я как-то за ним, он собирается на занятия. Заглядываю на кухню: на столе лежит огромное яблоко. Большущее, большущее! Спрашиваю: «Александр Григорьевич, а что это за яблоко? Откуда?». Он рассказал, что был недавно в больнице. В палате лежал молодой мальчишка, рядом в слезах сидела мать и сосредоточенный отец. А Александр Григорьевич всегда шутил с персоналом, не любил показывать, что ему плохо или больно. А шутил очень остроумно. И мальчишка вдруг улыбнулся. Его отец со слезами на глазах подбежал: «Огромное спасибо!». Александр Григорьевич удивился: за что? Оказалось, мальчик попал в аварию и не может ходить. Родители продали все и ездят с ним по медучреждениям. За три месяца юноша не проронил ни слова, ни разу не улыбнулся. И вот большой актёр наполнил больничную палату добрым юмором - и мальчишка просиял. Растрогавшись, родители готовы были одарить всем, чем угодно. «Возьмите хотя бы это яблоко», - уговаривали родители. «Хорошо, яблоко возьму», - согласился Галко.

 

 

Смотрите также: