31 марта истек последний срок, когда иностранцы могли безбоязненно торговать на рынках. До этой даты правительство разрешало 40% пребывание мигрантов в торговых рядах. К алкогольным и фармацевтическим товарам доступ им всем был закрыт уже с 1 января. В День смеха, 1 апреля, государство сыграло с ними злую шутку, наложив полнейший запрет на дальнейшую работу, тем самым отправив их в долгосрочный отпуск.
Из торговых рядов - с метлой на улицу
И хотя, по официальным данным, мигрантов-продавцов в губернии можно по пальцам пересчитать, у прилавков с овощами и фруктами, зеленью и одеждой нередко можно встретить людей с неславянской внешностью. Удалось ли представителям миграционной службы, как по мановению волшебной палочки, очистить рынки области от приезжих?
На вещевых точках с китайским и вьетнамским ширпотребом в Саратове еще в начале года устраивались массовые распродажи. Люди скупали кроссовки по 100 рублей, свитера и брюки - по 80, а майки и нижнее белье - по 10-20 рублей. Качество соответствующее, но спросом у определенных слоев населения такие товары пользовались. Те, кто вздыхал по низкой стоимости и прогнозировал ее рост с уходом мигрантов, ошиблись. На текстильных развалах по-прежнему называют доступные цены. Хотя, возможно, и потому, что не все продавцы стремятся освоиться в России на законных основаниях и продолжают работать по методу "авось пронесет".
Часть торговцев-нелегалов из Киргизии, Туркмении, Узбекистана в срочном порядке подыскивают себе другое место работы - дворниками, грузчиками, уборщиками. Более "пробивные" и удачливые получили место продавцов в павильонах и магазинах. На них этот запрет не распространяется. Но для этого нужно получить разрешение на трудовую деятельность. В первые недели действия закона местное Управление федеральной миграционной службы буквально брали штурмом. Очереди занимали с утра, друг у друга постоянно переспрашивали перечень необходимых документов. Если в 2006 году подобных разрешений выдавали 25-30 в месяц, то с введением закона их число увеличилось в десятки раз.
Не радует подобное нововведение работодателей и частных предпринимателей.
- 100-180 рублей в день и два процента от суммы выручки я плачу продавщице-украинке, которая торгует детскими игрушками на рынке, - делится с корреспондентом "АиФ - Саратов" владелец нескольких точек на базарах Саратова и Энгельса Николай. - У нее мама-инвалид и маленький ребенок, которым она умудряется высылать со своей зарплаты какую-то часть денег. Славянская внешность часто спасает - проверки нередко обходят ее стороной, хотя она и иностранка - гражданин другого государства. Чисто по-человечески мне ее жалко, но с работы придется уволить - лишние проблемы мне не нужны, да и штрафы сейчас просто огромные - от 350 до 800 тысяч рублей за одного нелегала.
Бизнес на корейской моркови
На Покровском рынке в Энгельсе гости из солнечных республик протирают апельсины и красиво раскладывают гроздья винограда. Цены на фрукты вверх не поползли. Улыбки на лицах при виде красивых покупательниц означают, что никаких проверок здесь не боятся. Местные жители разводят руками - по телевизору только и делают, что показывают репортажи с базаров, на которых грозные сотрудники ФМС устраивают "зачистки", а в реальности результатов никаких. Но оказывается, что по закону все чисто: азербайджанцы не один год назад получили российское гражданство.
Из этого закона не следует, что иностранцев на рынках не будет вовсе. Им никто не запрещает заниматься оптовой торговлей: привез груз, сдал его предпринимателю, выручил деньги. Или самим стать предпринимателями. Это подтверждают корейцы, устало кивая головой - каждый раз при проверках им приходится доставать не только документ, подтверждающий российское гражданство, но и показывать разрешение на право заниматься бизнесом - почти все, кто продает корейскую морковь и прочие национальные салаты и закуски, - индивидуальные предприниматели, зарегистрированные в налоговых органах.