Сметанников не меняет репертуара

   
   

В минувший четверг открылся XIX Собиновский фестиваль. В течение десяти дней меломаны смогут увидеть оперных звезд из столичных театров.

В этом году репертуар состоит из 11 спектаклей. 27 мая пройдет выступление народного артиста Леонида Сметанникова. Знаменитый баритон в последнее время стал редким гостем на саратовской сцене. Он собирается на гастроли в США, летом запланированы концерты в московской консерватории, во Владимире, в Суздале. Недавно именитый музыкант снялся в передаче Первого канала об истории создания песни "День Победы". Первым исполнителем этого шлягера стал Сметанников. Почему он так редко радует земляков своим пением, когда собирается оставить сцену и как привлечь зрителя на классические спектакли - на эти и другие вопросы корреспондента "АиФ - Саратов" накануне выступления ответил солист театра оперы и балета.

Как исцелить музыкальный недуг?

- Я действительно даю только несколько концертов в год в малом зале консерватории. На них появляются и пожилые люди, и молодежь, и мои студенты, которые хотят узнать - по-прежнему ли звучит мой голос. Что-то доказывать публике не намерен. То, что приходит послушать меня ограниченный круг людей, не огорчает. Спрос на классическую музыку заметно снизился. Вряд ли в этом случае можно говорить о пресыщенности зрителей, виновата, скорее всего, интеллектуальная ограниченность.

Солисты недотягивают до кумира

- Что нужно сделать, на ваш взгляд, чтобы опера снова стала модной?

- Среди людей сильно развит музыкальный дальтонизм: один увлечен эстрадой, признает и слушает только поп-певцов, другим нравится исключительно рок или джаз. Остальные направления, как правило, подобными меломанами отвергаются. Это показывает духовный уровень развития человека. Классику воспринимать труднее всего. Когда пришел в первый раз на постановку "Евгения Онегина", от скуки задремал. Теперь, конечно, на концерте симфонического оркестра, например, не засну. Я не гнушаюсь просмотром телевизионных клипов Валерия Меладзе и других популярных сегодня артистов. Когда-то сам исполнял подобные песенки, только, может быть, они были более мелодичными. Исцелять необычный музыкальный недуг нужно с помощью разнообразных спектаклей, причем и классических, и авангардных. С другой стороны, трудно требовать от людей фанатичной преданности высокому искусству, если им денег едва хватает на жизнь, не говоря уж о приобретении билета на спектакль.

- Андрей Сергеев собирается поставить в следующем сезоне "Евгения Онегина". В спектакле Дмитрия Белова, перенесшего действие оперы Чайковского в наши дни, вы выходили на сцену в кроссовках и джинсах, что не вызвало восторгов ни у критиков, ни у публики. Из-за этого не пригласили второй раз петь партию Онегина?

- Раньше люди покупали билет не на балет или оперетту, а "на артиста", понравившегося им. К сожалению, сейчас таких зрителей становится все меньше и меньше. По-видимому, уменьшилось количество солистов, которые могли бы претендовать на звание кумира. А потом, в данный момент режиссер больше внимания уделяет не работе певца, а декорациям, звучанию оркестра.

- Часто выступаете на закрытых концертах?

- Да. Пою перед состоятельными людьми или на корпоративных праздниках. Мне неважно, сколько людей находится в зрительном зале - 2 человека или 15. Однажды специально для моего выступления поклонники привезли в зал белый концертный рояль.

"Жене не давал молчать"

- В советские времена вы получали одинаковые гонорары с Иосифом Кобзоном и Аллой Пугачевой. Сколько сейчас получаете за выход на сцену?

- Как до перестройки, так и в 90-е годы зарплата в театре оставалась низкой. В застойные времена давал много так называемых шефских концертов, денег за них не получал. За это мне чиновники давали творческую свободу и не следили строго за моим репертуаром. Но, слава Богу, я никогда не бедствовал и зарабатывал неплохие деньги. Однажды за 10-дневные гастроли получил шесть тысяч рублей. В те годы на такую сумму мог купить новый автомобиль. Сейчас, конечно, вознаграждение за концерты намного скромнее.

- Вы относитесь к категории людей, которым нравится тратить деньги или зарабатывать?

- Я не люблю, когда у меня пусто в кармане, но стараюсь не занимать. А вот в долг даю нередко, правда, возвращают мои кровные не всегда.

- Что будете делать, если услышите от зрителей - "Сметанников стал плохо петь"?

- Прежде всего, не допущу подобного. Если вокалист не хочет стать посмешищем на подмостках, ему следует контролировать свое пение. Я, например, поручаю кому-нибудь из знакомых снимать на видео свои концерты, а затем отсматриваю пленку и ищу ошибки.

- Говорят, перед началом очередного театрального сезона обзаводитесь дюжиной новых костюмов, в которых появляетесь на сцене. Одежду предпочитаете покупать в бутиках или во время заграничных гастролей?

- Я придирчиво отношусь к тому, как выгляжу перед публикой. Дома стоят три шкафа с концертными костюмами, но ни один из них не приобретен в магазине. Для меня шьют рабочие костюмерного цеха театра оперы и балета. Каждые пять лет стараюсь полностью обновить свой гардероб.

- В нынешнем году браку с вашей супругой Викторией Мухиной исполнится 40 лет. Как удалось прожить со своей второй половиной так много лет?

- Благодаря терпению. Некоторые артисты утверждают - если в семье двое певцов, то один из них должен закрыть рот. Я своей жене, наоборот, не давал "молчать", поэтому она сделала карьеру солистки театра.

Смотрите также: