Примерное время чтения: 5 минут
45

В правовом тупике. Как суд оставил компанию без автомобиля и компенсации

bell_ka_pang / freepik.com
Саратов, 1 апреля - АиФ-Саратов.

Покупка подержанного автомобиля всегда сопряжена с рисками: скрытые дефекты, недобросовестные продавцы или даже криминальное прошлое машины могут превратить выгодную сделку в долгий судебный спор. Чаще всего в таких ситуациях общественное внимание привлекают истории обманутых покупателей, однако случается, что и профессиональные участники рынка — дилерские центры — оказываются в роли пострадавшей стороны.

История брянского автодилера БНМ-3, специализирующейся на продаже новых и подержанных автомобилей, привлекла внимание экспертов авторынка как пример сложностей в защите прав добросовестных участников сделок. После продажи автомобиля с криминальным прошлым компания столкнулась с невозможностью восстановить свои права через суд, потеряв и деньги, и транспорт.

Суды первой и второй инстанции, а также правоохранительные органы, легализовали безнаказанную и беззаконную куплю-продажу ранее угнанных автомобилей с прибитым VIN номером.

Сказать по правде, нас переполняют двойственные чувства.

С одной стороны – праведный гнев: «Ну как такое можно было утвердить?!»

С другой – восхищение: «Как же виртуозно фемида двулична!»

В театре – можно аплодировать стоя, если быть сторонним наблюдателем.

Но брянский автодилер оказался заложником ситуации и в самом эпицентре событий!

Хронология событий: от сделки до судебных решений 

17 апреля 2023 года компания приобрела у физического лица автомобиль Mitsubishi Outlander 2010 года выпуска. Через шесть дней машина была перепродана другому клиенту, который выехал на ней в Краснодарский край. При попытке поставить автомобиль на учёт в мае 2023 года сотрудники ГИБДД не смогли идентифицировать маркировку основного компонента транспортного средства, в виду возможного изменения, подделки или сокрытия. Через 5 месяцев криминалистическая разрушающая экспертиза подтвердила, что VIN автомобиля является вторичным, кузов сварен и установлены агрегаты от иных автомобилей. Было вынесено решение, что ранее иной угнанный автомобиль, был таким путём легализован, т.е. переделан под настоящий.[y2] 

В итоге компания, которая ни в чём не виновата, стала для всех виновной и обязанной нести дополнительные колоссальные убытки. Без вины виноватой!!!  

Компания, действуя в рамках досудебного урегулирования, вернула покупателю полную сумму 7 февраля 2024 года, при этом пришлось ещё и отстаивать своё, т.к. покупателю нужно всегда больше и без меры… 

Попытка взыскать эти средства с первоначального продавца — физического лица — не увенчалась успехом. Возврат денег пришлось доказывать в суде. Однако, суды первой и апелляционной инстанций (15 июля и 29 октября 2024 года) отказали в удовлетворении иска, сославшись на обязанность компании, как профессионального участника рынка проверить автомобиль до покупки.

- Автомобиль, изъятый для экспертизы (со снятием лакокрасочного покрытия и разборкой кузова), был передан страховой компании, как иной ранее угнанный, и в дальнейшем ей реализован иному физическому лицу.

- Средства за машину не возвращены первоначальным продавцом. 

- Суды, рассмотрели спор поверхностно, без привлечения к делу всех заинтересованных, что, по мнению истца, ограничило возможность всестороннего рассмотрения дела. 

После двух судов истец подал кассационную жалобу , и действия перенеслись в Первый кассационный суд в Саратове.

В ходе заседания Первого кассационного суда в Саратове, прошедшего 26 марта 2025 года представители компании указали на возможное нарушение статей 10 и 12 ГК РФ, гарантирующих восстановление нарушенных прав. По их мнению, суды не учли, что автомобиль, ставший предметом спора, после экспертизы МВД перестал существовать как объект права. 

Кроме этого, следы перебитых номеров и «конструкторская» сборка могли быть обнаружены только методами, доступными правоохранительным органам, но не истцом.  

Ни один покупатель автомобиля в своём уме, не заставит продавца перевернуть автомобиль с ног на голову, разобрать его до рамы, уничтожив при этом часть деталей и часть лакокрасочного покрытия. Также как ни один продавец, не даст на это согласия!!!

Компания, вернув деньги покупателю, лишилась возможности компенсировать убытки через взыскание средств с первоначального продавца. Это создало правовую несправедливость  для участников рынка, вынужденных нести риски за действия третьих лиц. Фактически нарушив единую судебную практику, по данной категории дел. Суды первой и второй инстанции вместо того, чтобы разобраться и принять законное решение – узаконил мошенническую схему легализации автомобилей.  

В обращении в Ассоциацию российских автодилеров компания отметила, что подобные судебные решения могут осложнить работу участников рынка. Если дилеры не смогут оспаривать сделки с автомобилями, имеющими скрытые дефекты криминального характера, это повысит риски мошенничества. Теперь с такой судебной практикой: мошеннику надо продать автомобиль профессиональному участнику рынка, и он будет освобожден в дальнейшем от ответственности за то, что перебил номер VIN и/или угнал этот автомобиль.

«Ситуация показывает, что даже добросовестные участники рынка могут столкнуться с невозможностью защиты своих прав из-за пробелов в правоприменении», — прокомментировали в ассоциации.

Кассационный суд всё-таки усмотрел в действиях судов нарушения и отменил апелляционное определение, отправив дело на новое рассмотрение, что даёт надежду на справедливое рассмотрение этого спора.  А Фемида, всё-таки вспомнит о целях и задачах, возложенных на неё!!

Представители дилерского центра намерены продолжить бороться за справедливость. Исход дела может повлиять на формирование судебной практики в аналогичных спорах, где баланс между обязанностями профессиональных участников рынка и защитой их прав остаётся неурегулированным. 

 «Требовать от дилеров проведения криминалистических экспертиз при каждой сделке нереалистично. Необходимо чёткое регулирование, разграничивающее ответственность продавцов и покупателей в таких случаях», — отмечает юрист, специализирующийся на автоправе.

Дело Брянской автомобильной компании поднимает вопросы о защите прав добросовестных приобретателей в условиях существующих правовых пробелов. Разрешение этого спора может стать шагом к формированию более предсказуемой практики, способствующей снижению рисков для участников автомобильного рынка, а мошенники не будут выходить «сухими из воды».

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах