Примерное время чтения: 8 минут
256

Творчество без корысти: Люди идут к тебе не за деньгами, им нужна радость

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 44. АиФ Саратов №44 30/10/2019
Геннадий Штенберг / Из личного архива

Должно ли современное государство поддерживать самодеятельную народную культуру или вчерашние Дворцы культуры должны выживать сами? Применимо ли к культуре понятие «услуга»? На эти непростые вопросы корреспонденту «АиФ - Саратов» ответил Заслуженный работник культуры, редактор областного Центра народного творчества имени Лидии Руслановой Геннадий Штенберг.

Работа и отдушина

- Геннадий Иосифович, почему вы выбрали для себя профессию клубного работника культуры?

- Так сложилось. Наверно потому, что в музыкальной школе учился, пришлось с малого возраста работать в этой сфере. Еще учась в школе, аккомпанировал хору в клубе на аккордеоне в 16 лет, был культ­организатором в детском пионерском лагере. Мне там нравилось, потому что был настрой интересный, желание делать что-то необычное. Среди работников культуры, занимающихся клубным делом, в основном работают люди, чистые душой и без материальных притязаний, ведь каждый день к тебе приходят не за деньгами, людям нужны радость, отдушина. Если ты эту радость отдаешь, то считай, что свою задачу выполнил. Радость приходит от творчества, но самое главное - творчество должно быть бескорыстным. Как только появляются в этой деятельности деньги, творчество становится работой.

- Основная ваша карьера пришлась на годы «лихих» 90-х. Как удалось выжить бескорыстным работникам культуры?

- Сложно сказать. Может, у меня ангел-хранитель есть, я в это тоже верю (улыбается. - Прим.). В большинстве своем помогало желание выжить в этих условиях не только как специалисту и творческому работнику, но и как гражданину своей страны. Я верю в Россию, свой народ. Доверяю и открываюсь многим, и за это, к сожалению, пришлось поплатиться много раз. Мне на пути встречалось много людей, которые мне помогали и с которыми я многое прошел. Например, работал в свое время во Дворце культуры «Кристалл» с Николаем Ивановичем Янковским. Он не стал артистом, как его брат, но стал клубным работником, замечательным человеком.

В период перестройки Дворец культуры «Кристалл» закрыли, здание продали концерну. В то время такие распродажи происходили повсеместно. Нас всех одним списком уволили, не оставив даже надежды на получение выходного пособия. Написали: «Уволены в связи с истечением срока договора». Представляете, я - взрослый мужчина, имеющий двоих детей, иду по улице и плачу. В одной руке держу чехол с аккордеоном, в другой - чемодан с билетами, напечатанными к Новому году, которые так и не пригодились. Я не знаю, что делать. Встать в подземном переходе и играть на аккордеоне или пойти на своей старенькой ржавой «Копейке» таксовать? Выбрал второе. После этого пришел работать во Дворец культуры «Мир». Завод отказался от содержания Дворца, не платились ни коммунальные услуги, ни зарплаты. Учреждение выживало самостоятельно. Долги по зарплате не выплачивались по полтора года. Мы с Анатолием Рождественским поднимали Дворец, и это нам удалось. Долги закрыли, арендаторов выгнали. Потом пришел работать директором ДК «Саратовстекло» - сюда, где теперь размещается Центр народного творчества имени Лидии Руслановой.

Кулисы в крови

- Наверняка здесь тоже к этому времени была разруха.

- Это мягко сказано. Направление деятельности учреждения было каким-то странным. На сцене Дворца культуры проводились собачьи бои! Когда я пришел, кулисы были в крови! В подвале разливали водку. Занавес украли, чтобы пошить плюшевые пиджаки. Чтобы его восстановить, лично заказывал материал «челнокам», которые ездили в Турцию. Все на свои деньги, что заработал таксистом и ведущим свадеб. По всему зданию ходили подозрительные личности, курили везде, бросали окурки. В кафе продавали наркотики! Я ставил камеру, снимал происходящее, а потом передавал эти кадры в правоохранительные органы. Учреждение удалось вычистить, но, конечно, не без помощи завода «Техстекло».

Пришлось даже «разбираться» с бандитами, которые здесь были. Мне не раз угрожали. Среди этих людей я получил даже кличку Шеф. Помню, как однажды пришли ко мне требовать назад комнату, в которой разливали водку, а я им и говорю: «Ничем помочь не могу, я в понятиях, говорите откровенно, от кого вы пришли». Гости растерялись. Слушаю, что говорят за дверью, а самому страшно, могли и убить. Говорят меж собой: «А он что, от Профессора?». И такое было...

- С материальной составляющей понятно, а теплилась ли еще жизнь культурной самодеятельности?

- Здесь теплились еще кружки. Сцена была опечатана пожарниками, потому что нарушения страшнейшие были, и кружки платили арендную плату за то, что они здесь находятся. Помню, как в первый раз общался с руководителями кружков, и они спросили: «Будете поднимать арендную плату?». Сказал сразу: «Кружки будут бесплатными!». Пошел на завод и услышал от его руководства фразу о том, что «мы не можем быть спонсорами всех детей Саратова и Ленинского района, у них есть родители, пусть они и платят». А я им и говорю: «Эти дети вырастут и придут к вам работать на завод, и как к ним относиться сейчас, такие будут и работники». Они мне поверили и дали денег. Но и самим пришлось учиться зарабатывать.

- Каким образом Дворец культуры мог зарабатывать на жизнь, не надеясь на спонсоров?

- Мы начали развивать саратовский КВН. Я был четыре года ведущим. Здесь готовились команды, здесь была база для репетиций. Некоторые команды просили меня писать сценарии. Скажу честно, писать и воплощать сценарии различных мероприятияй для меня любимое дело. Очень сложно было писать не только патриотично, но смешно и не пошло. В ходу были такие шутки: «Депутат не может быть другом. А почему? Друзей не выбирают!». Мы продавали билеты на КВН. Привозили знаменитых артистов, но потом поняли, что главное - продвигать народное творчество, и постепенно ушли от гастролей звезд.

Подвиг артиста

- Почему ваш Центр народного творчества получил имя Лидии Руслановой?

- Лидия Русланова родилась на Саратовской земле, и мы считаем, что она наша землячка. Ее творчество совершенно разнится с традиционными правилами песнопения. Она пела по-своему, завораживала зрителя необыкновенным голосом и делала из каждой песни спектакль. Работники культуры в свое время ходатайствовали и добились, чтобы сделать конкурс исполнителей народной песни имени Руслановой в Саратове. С того момента, как я пришел сюда в 2003 году, с определенной периодичностью эти конкурсы проходили. Каждый раз открытие сопровождалось рассказами о ее жизни. В конце концов это стало надоедать. Попросили написать сценарий меня. В 2009 году я придумал театрализованное представление с элементами видеоинсталяций. Меня тогда обвинили в излишней «цыганщине». На следующий конкурс программа уже была другой, но лучше всего удалось открытие конкурса в 2015 году. Тогда отмечали 70-летие Победы, и сценарий я выстроил вокруг того исторического факта, что Лидия Русланова была первой из артистов, выступающих на ступенях поверженного Рейхстага. А почему она оказалась в Берлине вместе с бойцами Красной армии? Все просто - она искала пропавшего в раннем детстве сына среди солдат! Эта история тогда так впечатлила членов жюри, что они сами вышли с инициативой присвоить нашему учреждению культуры имя Лидии Руслановой. Инициатива была поддержана не только губернатором Валерием Васильевичем Радаевым, но и общественностью области.

- Есть ли кому передать дело служения культуре? Идет ли молодежь в эту профессию?

- Это очень больной вопрос. За сорок лет работы в культуре, из которых 16 лет в качестве художественного руководителя областного Центра народного творчества, я понял - эта работа сродни подвижничеству, и в профессии остались только очень преданные своему делу люди, которые идут сюда не за деньгами. Сейчас диктуется установка, что культура - это услуга. Я с этим в корне не согласен. За услуги нужно платить, а вправе ли мы заключать договоры, к примеру, со всеми «получателями услуг» - родителями и детьми, которые ходят в кружки и студии? Среди тех, кто поет и танцует, у нас много ребят из неблагополучных семей, детей, родители которых и не догадываются о том, что ребята предпочитают не в подворотне пить пиво, а выступать на сцене. Штатные места творцов в учреждениях культуры постепенно заменяются эффективными менеджерами, и это очень тревожно. Но я убежден, что это обязательно пройдет. Нет государства без идеологии. А культура - это и есть идеология. Воспитание нравственности и патриотизма нельзя осуществлять посредством услуг и менеджмента. А начинается культура с народного творчества - важнейшего фактора национального самосознания народа!

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах