aif.ru counter
125

Типография как второй дом. Печатное производство - призвание сильных женщин

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 36. АиФ Саратов №36 04/09/2019
Александр Гуляев / АиФ

Для поколения Веры Васильевны совсем не редкость, если человек работает фактически всю жизнь в одной-единственной организации. Почти полвека трудового стажа сами по себе вызывают уважение. В типографии на Вишневой остаются в строю несколько старожилов-работников. «Как удается столь долго выдерживать ритм печатного цеха?» - первый вопрос, с которым корреспондент «АиФ - Саратов» обратился к его ветеранам.

В режиме нон-стоп

- Помогает увлеченность своим делом, - отвечает Вера Гусева. - По-прежнему я с удовольствием хожу на работу, хотя силы, понятно, уже не те, что раньше. А в годы моей молодости продукцию вывозили отсюда непрерывно целыми грузовиками. Объем выпуска был таким, что хоть совсем домой не уходи. Требовалось снабжать предприятия и организации области бланками, рапортичками, путевыми листами, ведомостями, канцелярскими книжками различных форм. Выполняя эту задачу, шесть типографий объединения «Полиграфист» с главной конторой на проспекте Кирова почти не останавливались.

- Сложно представить себе такое грандиозное производство…

- Работали в две смены. Печатные машины запускались в семь утра, а пауза в этом процессе наступала иногда даже за полночь. Находясь на сдельной оплате, мы были заинтересованы в том, чтобы оставаться на рабочем месте сверхурочно. Подобное рвение поощрялось руководством. Вообще не припомню, чтобы сотрудники занимались у нас перекурами, как на некоторых других предприятиях, отключая станки, разгуливая по цеху. Перерывы во время смены были связаны с переходом на новый заказ и, соответственно, изменением приладки оборудования.

Завораживающие буквы

- Что же изначально привлекло вас в типографской работе?

- Видимо, понравилась сама обстановка в цехе с полиграфическим оборудованием. Здесь стояли линотипные машины, находилась огромная касса со свинцовыми и деревянными буквами. Последние были рисунчатые, фигурные - применялись при изготовлении афиш, окрашенных в несколько цветов. Очень красиво выглядели надписи, сделанные с помощью таких букв, допустим «Ярмарка» или «Футбол». Матрицы составлялись вручную, линотиписты формировали свинцовые строчки. Технология печати в этой типографии была простая - использовался текстовой набор, а продукцию с фотографиями тогда готовило в Саратове издательство на Волжской. Для новичка производство выглядело завораживающим.

- Однако не всякий привыкает к нему...

- Обязанности сотрудника типографии в целом несложные технически, но человек на этом месте должен быть шустрым, выносливым и очень внимательным. Например, печатаются бюллетени к выборам. Допустим, этих бланков требовалось ровно пятьсот, и не дай бог напечатать хоть на один меньше! С провинившихся спрашивали очень строго. Чтобы избежать недоразумения, бюллетени тщательно пересчитывались, прежде чем их отправляли для упаковки. Вообще, каждая технологическая операция в типографии подразумевает аккуратность. Казалось бы, заправить бумагу в машину ПС, которая «шлепает» заказы, - элементарное действие. Но ведь в морозы бумага, доставленная с комбината, намагничивалась и могла деформироваться в работе. Ее подгоняли на глазок. Получалось удачно, и производственный график не нарушался. Два резчика разматывали рулоны, вес которых доходил до 500 килограммов, разделяли их на фрагменты и складывали в штабели. В конце дня наш склад обычно пустел, ждали нового подвоза сырья.

Способ воспитать личность

- Помните свои первые дни в цехе?

- Сюда устроилась в декабре 1970 года, еще не имея никакого опыта. Вчерашняя школьница, я только что приехала из Новобурасского района и словно оказалась в неизведанном мире. В своей глубинке я привыкла к неспешному образу жизни. Нет, не в том смысле, что на селе принято работать спустя рукава, а потому, что под родительской опекой еще не была полностью самостоятельной. Теперь же приходилось обеспечивать себя материально и отвечать за каждый свой шаг. Производство и сделало меня организованным, не боящимся трудностей человеком. Это была суровая школа воспитания, без которой не осознать смысла жизни, не стать личностью. Когда я очутилась в цехе, меня поразило то, с какой четкостью выполняется работа. Выглядело всё точно отлаженный механизм - каждый сотрудник заранее знал свой шаг. В тот момент я по-настоящему поняла смысл слова «система», которое означает «результат совместного действия определяется умением каждого участника работать в коллективе, видя общую цель». Думаю, чувство локтя всегда существовало в нашей типографии. Иначе не удавалось бы справляться с гигантскими производственными объемами.

- Какие моменты собственной трудовой деятельности вы могли бы отметить?

- Прежде всего, это период ученичества. Первая моя должность в типографии - приемщик, обязанность которого забирать листы бумаги, выдаваемые в качестве заготовок машиной «Виктория». На первый взгляд дело нехитрое. Но зевать здесь нельзя, иначе малейшее твое промедление отзовется на других участках. Помню, как мастер присматривал за мной во время смены. С 1991 года, сама став мастером, работала за талером, где готовят печатные формы. Распределяя заказы по исполнителям, в свою очередь строго контролировала подчиненных. Вообще, приходилось осваивать оборудование самого разного назначения - от фальцовочного станка, выпущенного еще в конце XIX века в Германии и занимавшего много места, до офсетных машин серии ПОГ, с установкой которых здесь стартовало производство цветных изделий печати. В 90-х наша типография начала печатать газеты, что, понятно, подразумевало все новые технологические приемы. Собственную квалификацию постоянно приходилось повышать. Типографское дело лишь на первый взгляд консервативное, а в действительности оно не стоит на месте. Ныне работаю на ризографе, передаю свой опыт молодой смене. В некоторых ее представителях вижу саму себя, когда юной девушкой с широко раскрытыми от удивления глазами я пришла на это производство. Старшие не обделяли меня подсказками, помощью. Теперь вот стремлюсь донести до учеников все тонкости профессии печатника, которая действительно увлекательна, если подходить к ней с душой.

Хороший переплёт

К беседе подключается Назира Маженова, чья биография напоминает сюжетную линию советского фильма «Королева бензоколонки», по которой приехавшая из провинции девушка, изменив свои первоначальные планы, обрела счастье в рабочей профессии. Назиру Жумашевну, родом из Питерского района, судьба привела в типографию в 1977 году.

- Я загорелась идеей вы­учиться на брошюровщика и переплетчика, - рассказывает она. - Это произошло под впечатлением от работы мастеров, выполнявших свои обязанности с такой изящной сноровкой, что любо-дорого смотреть! В руках специалистов за несколько минут обретали нарядную «одежку» бухгалтерские журналы и ранее мне встречавшиеся в селе амбарные книги. За своим верстаком работники давали путевку в жизнь удостоверениям, пропускам и папкам, без которых нигде не обойтись. Вахта переплетчиков выпадала только на первую смену, что для меня было дополнительным плюсом. Ведь я тогда уже обзавелась семьей. Но и профессия поглощала внимание - в типографию шла как на праздник. С годами чувство радости от выбранной стези не притупилось. И мы, теперь ветераны производства, всегда поддержим друг друга и молодое поколение словом и делом.

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Загрузка...

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах
Роскачество