Примерное время чтения: 4 минуты
205

Саратовские батареи — российским поездам

Саратов, 2 ноября - АиФ-Саратов.

Железнодорожная отрасль — одна из тех, в которой процессы импортозамещения можно наблюдать в реальном времени. Российское производство запчастей и комплектующих для подвижного состава не просто успешно пережило санкционное давление, но и наращивает мощности. Не последнюю роль в этом процессе играет саратовский Завод автономных источников тока (ЗАИТ), ставший одним из ведущих поставщиков аккумуляторов для современных отечественных поездов.

Импортозамещение: успеть до 2030-го

Предприятия Саратовской области поставляют продукцию для крупнейшего производителя рельсового транспорта в России — Трансмашхолдинга (ТМХ). Компания, имеющая штат более 1300 конструкторов, активно наращивает импортозамещение, делая ставку на независимость от зарубежных поставок и лицензий. А потому сотрудничает с добросовестными региональными поставщиками.

Только в 2023 году, по данным пресс-службы ТМХ, холдинг закупит у саратовских компаний более 1000 наименований продукции на сумму почти 1,3 миллиарда рублей, что на 21,5% выше прошлогодних цифр.

«Такой вектор работы ТМХ имеет в том числе и законодательную основу, — говорит Юрий Пономарев, заведующий лабораторией инфраструктурных и пространственных исследований Института отраслевых рынков и инфраструктуры РАНХиГС. — В мае Правительство РФ утвердило Концепцию технологического развития до 2030 года. Согласно документу, к этому времени должна быть развернута реализация 10-15 мегапроектов в разных отраслях, включая железнодорожную. При этом доля отечественной продукции в общем объёме потребления должна составить не менее 75%».

В списке предприятий, участвующих в поставках, — ЭПО «Сигнал», филиалы «Электропромсбыт», ООО «Техкомплект», «Промэнергосистемы» и ЗАИТ.

Что уже сделано

Заводу автономных источников тока (ЗАИТ) уже больше века, предприятие работает в стране с 1931 года. Сегодня аккумуляторы ЗАИТ стоят практически во всех поездах метро и дальнего следования. Однако конструкторы непрерывно работают над новыми разработками и улучшают текущие, чтобы не отставать от всероссийского процесса модернизации.

В 2022 году ЗАИТ отгрузил более 180 тысяч аккумуляторов для нужд ТМХ, ОАО «РЖД», метрополитенов и других заказчиков. В 2023-м объемы производства значительно выросли: за 9 месяцев этого года по сравнению с аналогичным периодом 2022 года рост составил 16,8%.

Интересно, что продукцией ЗАИТ оснащены не только российские поезда, но и рельсовая техника в СНГ и даже в Евросоюзе. Однако наиболее активно ее используют на поездах ТМХ: «Балтийце» и «Москве 2020», обслуживающих петербургское и московское метро, и в «Иволгах», курсирующих по Московским центральным диаметрам.

Недавно в Северной столице на Международном железнодорожном салоне «PRO//Движение.Экспо» компания представила вагон «Балтиец» в новой ливрее, специально созданной к юбилею города. Эти поезда на 95% состоят из российских деталей. В ближайшем будущем такие вагоны заменят половину составов в метро города. В 2023 году ЗАИТ поставил холдингу 72 комплекта специальных батарей для «Балтийцев» 56KH100P.

«Иволга» — еще один инновационный российский поезд. В этом году была представлена модель поезда 4.0, 97% комплектующих которой произведены на российских предприятиях. Специально для этих электропоездов, курсирующих по Москве и области, ЗАИТ разработал аккумуляторную батарею 90KGL140P и выкатную конструкцию подвагонного аккумуляторного ящика, позволяющую быстро устанавливать и заменять оборудования на местах. В 2023 году предприятие поставило Тверскому вагоностроительному заводу, производящему «Иволги», более 250 комплектов таких батарей. А в 2024 году аккумуляторными батареями завода будут укомплектованы 42 состава новой модели «Иволга 4.0».

ЗАИТ поставляет аккумуляторы и для локомотивов, тепловозов 2ТЭ25КМ и электровозов «Ермак», эксплуатирующихся на Восточном полигоне РЖД.

Как отмечают в ТМХ, высокая техническая культура саратовских производителей помогает эффективно планировать работу и внедрять в новые поезда даже самые сложные решения. В 2024 году выручка ЗАИТ, благодаря контрактам на импортозамещение комплектующих, по прогнозам, вырастет не меньше чем на 11,7%.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах